1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №86 (587) за 06.06.2000

"КАЖДЫЙ НАРОД ИМЕЕТ ТЕХ АРТИСТОВ, КОТОРЫХ ЗАСЛУЖИВАЕТ"

О таких певицах, как Тамара Гвердцители хочется писать пафосно: "гордость нашей культуры", "великая" и т.д. Тем более, что все это правда. Но невольно ловишь себя на мысли, что декларативный пафос -- почти всегда суррогатный заменитель нормальных слов, когда о человеке знаешь немного. В нашем случае это извинительно: Тамара не любит давать интервью, не очень рвется на экраны телевизоров, и существует, скорее всего, в том мире, который знает и любит -- в пространстве песни, рядом с близкими и любимыми людьми.

"Я НЕ СТРАДАЮ ИНФАНТИЛИЗМОМ, НО КАКИЕ-ТО ВЕЩИ НАЧИНАЮ ПОНИМАТЬ ТОЛЬКО СЕЙЧАС"

-- Тамара, учитывая вашу фактическую востребованность на эстраде и существование в самом первом эшелоне, вы как-то очень демонстративно не появляетесь на тусовках, страницах газет и экранах телевизоров. Это потому, что все "пиар" вам безразличны или принципиально не хотите платить за раскрутку?

-- С тех пор, как все настолько изменилось в нашей стране и на эстраде, в частности, я никогда не тратила ни времени, ни энергии на кровавые бойни из-за того, чтобы попасть в эфир или еще куда-нибудь...


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Эстрадный Олимп Тамара начала покорять в 19 лет. Звездным дебютом становится победа в Международном конкурсе "Красная гвоздика" в Сочи. Затем -- учапстие в поп-конкурсе в Дрездене (1982), победа в Софии на "Золотом Орфее" (1988), выступления на фестивалях в Сопоте и Сан-Ремо.


-- Обидно, что нужно кому-то что-то доказывать?

-- Я отношусь к этому философски. Время доказало мне многие вещи в жизни -- надеюсь, докажет и другим. Я -- одна из немногих, кто по праву остался в этой профессии. Мне удалось остаться артиской, а это не только "концерт вечером", а и определенный образ жизни, здоровье и многое другое. Я не страдаю инфантилизмом, но какие-то вещи начинаю понимать только сейчас -- например, необходимость инвестиционных вливаний в творчество. Обидно только одно: в соревновании талантов и бездарностей часто побеждают последние -- зачастую за счет денег и связей. Это не имеет ничего общего со здоровой конкуренцией на Западе.

-- Почему люди с таким удовольствием ходят смотреть эстрадные шоу, хорошо зная что артист открывает рот под фонограмму. Знаю, что Иосиф Кобзон внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект, в котором речь идет о запрещении фонограммы...

-- 10 лет назад, когда пение под фанеру начало бушевать и развиваться, я была во Франции, работала с Мишелем Леграном и меня не колыхало, что здесь происходит. Я приезжала в Тбилиси, меняла чемоданы -- и уезжала в очередную поездку. Сейчас я работаю здесь и сталкиваюсь с этим каждый день. Ну, что сказать... Ходить на концерты под фонограмму -- это все равно что платить за билеты на живой балет, а в зале усаживаться и с умным видом смотреть видеозапись балета. "Вот билет на балет", так сказать. Поэтому тема даже не обсуждается. Более того: если каждый народ имеет правительство, которое заслуживает, то так же народ имеет и тех артистов, которых заслуживает. Посмотрите, у нас же не перестали существовать театры и великие драматические актеры! Почему же тогда перестает существовать эстрада?!

... Когда я сюда приехала, то с ужасом увидела, что даже в Колонном зале люди поют под фанеру!

"ДЛЯ МЕНЯ ПИСАЛ ПЕСНИ МИШЕЛЬ ЛЕГРАН"

-- Может, здесь речь даже не о профессиональном, а о личностном достоистве -- и притом по обе стороны сцены... Расскажите, как случилось, что вы работали с Леграном...

-- С Леграном все произошло случайно, если помнить, что любая случайность -- это следствие закономерности. Дело в том, что я работала с одним из парижских артистических агентств, которое меня пригласило во Францию по контракту. Жила там месяцами, работала. И продюсер послал мою кассету Леграну. После этого нас пригласили на рандеву с маэстро. Мы отправились в загородный замок к Мишелю, так произошла наша встреча в ноябре 94-го года. Потом он писал для меня песни, потом мы выступили вместе в Париже -- там был большой русско-американо-французский проект. Легран -- блестящий концертмейстер, я уже не говорю, какой он музыкант...


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
В 1991 году состоялся концерт Тамары Гвердцители в одном из самых престижных концертных залов Франции -- "Олимпии". Представляя Тамару трехтысячному залу, Мишель Легран сказал: "Париж, запомни это имя!" Позже Тамара признавалась, что в этом зале появляется ощущение, что "ты -- вне времени и пребываешь в каком-то гипнотическом состоянии". Ведущий концерта несколько раз пытался произнести ее фамилию ("Гверд...", "Гверд..."), затем понял, что это бесполезно даже после десяти репетиций и громко объявил:"А теперь Тамара!". И когда она вышла на сцену перед переполненным залом, увидев среди зрителей Шарля Азнавура и многих других знаменитостей, у нее просто задрожали колени. Концерты прошли на бис.

Сегодня гастроли певицы проходят по всему миру. Она исполняет песни на семи языках -- грузинском, русском, французском, итальянском, испанском, английском...


-- Почему вы не остались во Франции?

-- Понимаете, для того чтобы остаться работать во Франции, надо там что-то основать -- оркестр, коллектив...

-- Тамара, я давно не была в Тбилиси, но мои знакомые, которые недавно туда ездили, говорят: в Грузии сегодня чудовищная бедность, разруха. Знаю, что вы сейчас живете в Москве, но душа все-таки болит?

-- Люди стремились к миру, чтобы хотя бы не было выстрелов. Шеварднадзе этого добился. Грузия -- маленькая аграрная республика, поэтому после всего, что случилось, рассчитывать на скорое благоденствие не приходится. Это естественно. В Индии тоже, например, есть очень богатые люди и очень бедные. Знаете, я думаю, пока люди могут без отопления и газа, в шубах репетировать в театре Шекспира -- не все потеряно. Билеты в театры стоят 2-3 доллара, это большие сегодня деньги для грузин, но люди ходят! Поэтому у страны есть будущее.

-- Тамара, может быть я не права, но мне кажется, что вы намеренно держитесь подальше от эстрадной тусовки: со всеми в дружеских отношениях, но... "внятно-отдельно". Ваши друзья -- люди не этого круга?

-- Все артисты, как маленькие дети... Профессия налагает отпечаток. Я действительно мало общаюсь с эстрадниками. Дружу с бывшими однокашниками по школе, консерватории. Так сложилось. Почему? Не знаю. У меня нет звездных замашек -- просто так сложилось.

"СЫН МЕЧТАЕТ СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ"

-- Ваш сын живет с вами в Москве?

-- Нет, он живет с моей мамой в Америке. Ему 14 лет.

-- Скучаете?...

-- (Грустно.) Скучаю... Возраст просто тяжелый...

-- Да... В таком возрасте кажешься себе самым одиноким человеком на свете...

-- Об этом и речь. Дети ищут подкрепления в семье. Но ему нужно учиться и только по этим соображениям сын в Америке, а я здесь.

-- А чем он мечтает заниматься после учебы?

-- (Очень нежно.) Говорит, что хочет быть режиссером. Он -- человек мультикультуры, с очеень необычным мышлением. Что ж, вполне достойная профессия для мужчины. Он еще не осознает, но все же надеется, чито меня здесь все знают и можно рассчитывать на помощь -- по крайней мере могу его отдать в хорошие руки. Его отец -- тоже режиссер.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Из интервью с Т.Г.: "Мне трудно об этом говорить, но относительно недавно мы расстались со своим мужем, с которым мы были вместе много лет. Я не могла позволить сделать хоть какой-то перерыв в творчестве, даже во имя Него. А мужу хотелось жены в доме, горячих обедов, пирогов по выходным....Его тоже можно понять. Не хотела бы, чтобы жизнь меня поставила еще хоть раз перед подобным выбором. Мучительнее этого выбора не было ничего"


-- Мне говорили, что ваша мама -- из Одессы...

-- Да, это правда -- она одесская еврейка. К Одессе у меня особенное отношение. В прошлом году в Одесском военном госпитале меня просто спасли замечательные хирурги Игорь Александрович и Геннадий Иванович. Просто молодцы и я хочу их поблагодарить через вашу газету.

-- Ян Петрович Табачник пригласил вас на свою замечательную программу "Честь имею..." Приедете?

-- Конечно. С большим удовольствием.

-- Вы из тех, о которых можно цитировать ахматовское "Я научилась просто, мудро жить"...

--... да и желания-мечты у меня тоже очень простые. Хочу, чтобы были здоровы мои близкие. Чтобы сын был в порядке. А в профессии... Об этом трудно сказать в двух словах... А, может быть, надо просто не "хотеть" и говорить об этом, а петь и радовать людей.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Тамара Гвердцители вновь изменила свой имидж -- предстала перед зрителями с прической и макияжем от известного стилиста Игоря Наджиева. В настоящее время занята записью нового диска "Женщина в пустыне". В него вошли 12 произведений, записанные в Москве, Париже и Нью-Йорке. Надеется, что в сентябре мы все сможем купить этот альбом.