1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №88 (589) за 08.06.2000

ИРИНА ОТИЕВА: "В МУЖИКАХ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ БАБСКОГО, ЧЕМ В ЖЕНЩИНАХ"

Есть два взгляда на эстраду: одни считают, что без сносного вокала выходить на сцену просто хамство, другие утверждают -- главное харизма, индивидуальность, артистический темперамент.

Ирина Отиева уникальна хотя бы потому, что у нее есть и то, и другое. Когда она поет "буги-вуги" -- вас сметает могучим ураганом. Пройдя колоссальную школу в оркестре Олега Лундстрема, затем пережив очень нелегкие годы в советском и постсоветском шоу-бизнесе, Ира не только осталась в первом эшелоне российской эстрады, но и непостижимым образом сумела сохранить лучшие человеческие качества.

"ТОГДА МЫ РАСПЛАЧИВАЛИСЬ НЕ ДОЛЛАРАМИ, А ФЛАКОНОМ ДОРОГИХ ДУХОВ"

-- Ира, вы вчера были на фестивальном прослушивании... Есть много талантливых детей, но ведь понятно, что путевку в профессию эстрадные фестивали не дают, а у большинства конкурсантов нет ни денег, ни связей...

-- В чем-то вы правы. Но с другой стороны, когда я впервые попала на такой же конкурс, то была в аналогичной ситуации. Вышла в платье, которое сама сшила на ручной машинке из недорогого материальчика. И туфельки у меня были не ахти. Надо сказать, что я пережила десятки конкурсов и моя конкурсная судьба была довольно счастливая.

-- Тогда было другое время -- певцам не нужно было платить за эфиры, клипы и т.д.

-- Тогда тоже нужно было платить! На самом деле все это миф, что в советские времена все это было "на шару". Другой вопрос, что сейчас мы должны платить 2-3 тысячи долларов, а тогда мы платили... бутылкой дорогого коньяка или флаконом духов.

-- Многие поклонники помнят вас, как замечательную джазовую певицу и бесконечно сожалеют, что сейчас вы поете другую музыку.

-- Я не пою другую музыку, ведь я до сих пор работаю с оркестром Лундстрема и у меня в репертуаре есть джаз. Другое дело, что джаз сейчас не востребован. Хотя до войны, в Союзе, все обожали джаз. Да и после войны, когда Лундстрем приехал из Шанхая и привез свой оркестр, здесь творилось что-то невероятное. Его популярность тех времен я могу сравнить только с нынешней популярностью Майкла Джексона. Стадионы целые собирались, чтобы послушать джаз.

-- А может, на сегодняшней эстраде профессиональный вокал и вовсе не нужен? Люди. в основном, идут смотреть шоу, совершенно спокойно принимают пение под фонограмму...

-- Фонограммой артисты пользуются и в других странах. Другое дело, что там на рекламных афишах всегда большими буквами написано: "КОНЦЕРТ ИДЕТ ПОД ФОНОГРАММУ". Это важно, потому что зритель получает возможность решить -- хочет он смотреть такой концерт, или нет. И, конечно, разница в цене. "Живой звук" стоит за границей очень дорого.

Подчас я задаю себе вопрос: а стоит ли? Хотя у меня хорошая школа, и живьем я могу петь с утра до ночи. Но иной раз собирается такая тусовка... ну вы понимаете... Вот они захотели увидеть Отиеву, им приспичило. В этих случаях не очень хочется надрываться. Бывают моменты, когда я больна и не могу петь, но нужно. Мой директор объясняет устроителям: "Вы понимаете, Ира заболела! Она не сможет петь." -- "Ничего, пусть под фонограмму, но только приезжает". И тогда включается "фанера".

"ЭТО ХАМСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЧУЖОГО ТРУДА"

-- Иосиф Давыдович Кобзон предложил Думе законопроект, запрещающий пение под фонограмму. Вы согласны с ним?

-- Согласна, и скажу почему. В шоу-бизнесе сплошное безобразие -- сегодня очень многие певцы поют под чужие фонограммы. А это уже криминал, хамство и эксплуатация чужого труда. Люди талантливые не могут найти себя на сцене. Между прочим, моя мама тоже была певицей, и притом весьма одаренной, с потрясающим голосом. К ней судьба была не очень... Не повезло.

-- Ира, все эти годы у вас бывали разные периоды, как вы сохранили такой потрясающий азарт по отношению к жизни...

-- Порода такая. У меня бабушка и мама -- очень азартные люди. И я обожаю в жизни все, что связано с игрой. Я -- человек из детства. До сих пор с ребятами во дворе играю в "железку". (Возбужденно.) По копейке!

-- Я где-то читала, что вы подумывали заняться политикой и даже хотели основать свою партию.

-- Хотела. Но пока с этим ничего не получается. Но желание не пропало, потому что надоело смотреть, как живут наши люди. Я человек сердобольный и по возможности помогаю всем, кому могу. Но всем не поможешь. А занимаясь политикой, ты получаешь возможность помочь сразу многим.

-- Думаете, своими песнями вы не помогаете сразу многим?

-- Согласна, но это другое. Но тут речь идет о моральной поддержке, а мне бы хотелось помочь практически. Сегодня для многих проблема заключается, не где бы наслушаться песен, а где взять кусок хлеба. Я из наших детских домов приезжаю просто больная.

-- Но для того, чтобы заниматься политикой, нужно иметь иезуитский ум и очень скрытый темперамент, терпение, умение дожидаться своего часа... Вы же, напротив, человек более чем открытый...

-- Такие политики тоже нужны. Актерская наша братия предложила начать кампанию по выдвижению меня в министры культуры. Сначала я была в ужасе, а потом подумала: почему нет? Человек я небезразличный, волевой, быстро обучаемый. А самое главное, я знаю, что нужно изменить и готова за это бороться.

-- Как вы относитесь к телевидению?

-- С чувством глубокого отвращения. Вы знаете, ни один приличный музыкант телевидение уже не смотрит. Потому что эту пошлятину и дешевку смотреть невозможно. Это тоже к вопросу о том, что нужно менять в нашей культуре.

-- Ира, о вашем характере слагаются легенды.

-- (Смеется.) Да, я -- из тех женщин, которые сами строят свою жизнь. Все мои недостатки и достоинства -- отсюда.

"РЕДКИЙ МУЖЧИНА НЕ ПЕРЕСПАЛ С ИРИНОЙ ОТИЕВОЙ"

-- Ваша дочь родилась, когда вам было за тридцать. Это другое чувство, чем, скажем, если бы это случилось в 20?

-- Еще бы! Вам не передать! Когда носишь ребенка в зрелом возрасте -- это из области фантастики. У вас один ребенок?

-- Да. Сын.

-- Рожайте второго! И желательно девочку. Посмотрите, как изменится ваша жизнь. Вы будете разговаривать с ней с утра до ночи, кормить и ощущать жизнь во всей полноте -- настоящую жизнь.

-- Ира, а что для вас важнее -- личная история или профессиональная?

-- Я -- человек очень несчастливый в личной жизни. Видимо, это идет опять же от моего характера.

-- Мужчины вас боятся?

-- Они всегда меня боялись. По большому счету моя личная судьба не сложилась. Наверное, и я слишком переборчива. Мне хочется видеть глаза мужчины прежде, чем я с ним буду спать. Понимаете, о чем я?

-- Хм... Наверное, понимаю: женщины нуждаются в "историях" гораздо больше, чем мужчины.

-- Вот! Если это не те глаза -- ничего не получится. Но когда ты говоришь "нет", всегда нужно помнить, что мужчины мстительны и жестоки. Для меня было психологической травмой, когда я поняла, насколько женщины порядочнее и чище. В мужиках гораздо больше бабского, чем в нас. Знаете, какие они сплетники! Один пример. Представляете, сколько за всю мою жизнь я дала интервью? Особенно после рождения дочери. Так вот, всех мужчин-журналистов страстно интересовало: от кого ребенок?! Они очень активно в этом рылись. Но НИ ОДНА женщина-журналистка не задала мне этот бестактный вопрос. Хотя я давно всем объяснила, что эта тема для прессы закрыта: кто отец моего ребенка -- вне обсуждений.

А сколько я слышала о себе всякого от мужчин, которым я вообще никакого повода не давала что-либо обо мне говорить! У меня даже шутка по этому поводу родилась: "Редкий мужчина не переспал с Ириной Отиевой". Смешно. Наверное, они хотели бы этого, однако...

-- О чем вы думаете, когда приходит смертельная усталость -- от работы, от жизни и т.д.?

-- "To be continous..." Продолжение следует! Я понимаю, что не имею права на усталость. За последние годы я перенесла 8 операций. Но, знаете, женщина все может преодолеть. Именно после этого я решилась на рождение ребенка.

-- Как вы относитесь к тому, что годы уходят?

-- Мне 41 и я горжусь этим. Горжусь каждой своей морщиной. Моей бабушке было уже за 80, когда мы ей в Тбилиси привозили сигареты "Мальборо" (она говорила "Мальб'оро") и хороший армянский коньяк. Собиралась вся семья, бабушка выкуривала сигарету, выпивала рюмку коньяка и говорила: "Боже мой!.." Все кричали: "Что, бабушка?!" -- "Боже мой, как был прав Пушкин!" -- "В чем, бабушка?!" -- "Любви, действительно, все возрасты покорны"

-- Замечательная история... Чего ждете от жизни?

-- Внучек! Лет через двадцать. А в остальном -- я в порядке, пусть все идет, как идет...