1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №90 (591) за 10.06.2000

КИЕВСКОЙ РЕКЛАМЕ -- 1000 ЛЕТ?

Сегодня рекламу можно смело назвать "богом" любого начинания -- с ней считаются, ей доверяют. Вряд ли можно представить современный Киев без неоновых вывесок, ослепительных витрин, огромных рекламных щитов. Но "откуда есть пошла" киевская реклама? Об этом красноречиво могут поведать... археологические находки.

Оказывается, уже в Х веке киевские ремесленники клеймили днища гончарных изделий. И хотя одни ученые считают их "фирменными" знаками, а другие -- магическими символами, сам факт маркировки глиняной посуды говорит о том, что мастерские ремесленников уже тогда имели свое собственное клеймо (прообраз торговой марки), и их продукцию нельзя было спутать на рынке с другими подобными изделиями. Более того, некоторые открыто подписывались под своей работой. На найденных во время раскопок каменных формочках для отливки украшений читаем: "Макосимов"? (в начале ХІІІ века недалеко от Десятинной церкви находилась мастерская ювелира по имени Максим). На другой такой формочке исследователи прочли арабскую надпись "Турк", что говорит о принадлежности ее одному из представителей племени торков, которые с 985 года были союзниками князя Владимира.

Не гнушались оставлять "автографы" и владельцы приобретенных на рынке товаров. На ручке одной из амфор слово "ПВА" можно прочесть как "Павла". Такие надписи, как "Гаврило", "Мстиславля корчага", "Ярополче вино", "А се чара Владимира Давыдовича" не требуют пояснений. До нас дошел также прообраз одного из первых рекламных объявлений: по еще непросохшей глине создатель керамического сосуда вывел надпись: "Благодатнейшая полна корчага сия". В деловых бумагах ХІІ столетия находим документ, который явно свидетельствует о ведущей роли рекламы как двигателя торговли. Старославянской вязью покупателю предписывалось: "А вино свое держи, купив корчагу".

К голосу коммерческой сирены прислушивались не только средние слои населения, но и государственные мужи. Учеными доказано, что вышеупомянутая "Мстиславля корчага" принадлежала великому киевскому князю Мстиславу Романовичу, а "Ярополче вино" было доставлено на свадьбу князя Ярополка Георгиевича в 1192 году.

Уже в XII веке киевские купцы официально маркировали продукцию так называемыми "метками", "знаменами", "пятнами". Как пользоваться этими знаками собственности, указывалось еще в "Русской Правде", изданной Ярославом Мудрым. В сборнике норм древнерусского права перечислялись даже меры наказания за недобросовестное отношение к "знаменам". Таким образом, первые уроки ведения рекламного дела на территории Киевской Руси уже обретали законную юридическую силу.

В Киев приезжали купцы из Византии и Рима, Болгарии и Хазарии, Франции и Венеции, Германии и Англии, что подтверждают многочисленные археологические находки на территории Старокиевской горы и Подола -- от греческих тетрадрахм и римских ас (II век до н.э.) до византийских, венецианских, английских монет (IX -XII вв.) Киевские купцы делали ответные вояжи. Еще в первой половине IX века арабский географ Ибн-Хордадберг писал: "А русы-купцы возят мех, белок, черно-бурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства до Римского моря, а также до Хазарской столицы Итиль, до Багдада..."

Возле Десятинной церкви, рядом с княжеским дворцом и теремами знатных бояр, был самый известный в Киеве рынок -- Бабин торжок. (Немецкий епископ и историк Титмар Мерзебургский (975--1018) писал: "В этом большом городе, который является столицей государства, насчитывается более чем четыреста церквей и восемь торжищ. А народа -- неисчислимая сила...") На деревянных подмостках выступали скоморохи, играли на дудках музыканты, веселились ряженые. Все эти бытовые сценки и сегодня можно увидеть на фресках Софийского собора. Глашатаи зазывают покупателей шутками-прибаутками. Но, в отличие от "проко" и "рекламаре" в античных державах, на Руси их называли "зазывалами".

"Работники торговли" того времени рекламировали свой товар посредством символов: снопа пшеницы, ножниц, клетки с птицей, подковы и прочих атрибутов своего хозяйства. Над входом в каждый трактир зеленела срубленная верхушка ели или сосны.

В "Патерике Киево-Печерского монастыря" рассказывается о том, что на Бабином торжке можно было достать "различные продукты питания, вплоть до больших порций зерна". Посылая монаха-эконома на базар, игумен Феодосий говорит ему: "В утренний день шед во град и у продающих взмеишь взаим..." На рынке можно было взять у лавочника товар в долг. Здесь даже было особое сословие купцов, которые занимались обменом товаров и денег. Но если бы утром монах-эконом и не отправился на базар, то вечером "братия" не осталась бы в убытке: ключница князя Всеволода Ярославича постоянно высылала затворникам Печерского монастыря "три возы полные суще корчаг с вином".