1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №92 (593) за 14.06.2000

БЕНЗИН -- РОСКОШЬ, А НЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

В ближайшее время в Украине может повториться ситуация прошлого лета, когда на фоне острого дефицита "горючки" ее цена достигла заоблачных высот.

ПРОЩАЙ, УРОЖАЙ?

С середины мая стали потихоньку дорожать высокооктановые бензины. А после отмены с 1 июня моратория на акцизный сбор при импорте дизтоплива и солярка начала "подрастать". Сегодня рынок в ожидании дефицита горюче-смазочных материалов (ГСМ). Кризис вполне возможен, поэтому мы решили проанализировать ситуацию.

За пять месяцев 2000 года на украинском рынке нефтепродуктов не было достигнуто равновесие спроса и предложения. Как сообщил источник в Министерстве аграрной политики, нехватка топлива во время посевной привела к катастрофическим последствиям: удалось засеять немногим более 50% площадей -- это наихудший результат за десятилетие. И большая часть урожая может быть потеряна из-за дефицита "горючки".

В интервью "Сегодня" Иван Басараб, гендиректор компании "Українанафтосервіс", сказал, что рынку нефтепродуктов мешают нормально развиваться постоянно меняющееся законодательство, вмешательство государства в деятельность трейдеров и производителей, недостаток сырья на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и рыночная цена горючего, не покрывающая себестоимости производства и импорта.

ГРУЗИТЕ БЕНЗИН БОЧКАМИ

Правительство пока всерьез не приступило к решению названных проблем, зато чиновники отмечают увеличение импорта нефтепродуктов. Абсолютно непонятно, на чем базируется их оптимизм: по данным Государственной таможенной службы, в марте импорт составлял 70% от уровня февраля, в апреле -- половину, а в мае --лишь 30% от февральского. Это еще не ставит нефтерынок на грань летнего кризиса образца прошлого года, когда импорт в июне составлял не более 10% февральских объемов, но аналогия прослеживается.

Скажутся и "равные условия для всех компаний, импортирующих нефтепродукты", сократившие большую часть поставок, и рост мировых цен на нефть, и сезонное подорожание, и неизменное стремление фискальных органов выкроить из "нефтепродуктового тельца" как можно больше "заплат" для бюджета. И, наконец, несогласованная акцизная политика.

Как считают опрошенные нами импортеры нефтепродуктов, уже во второй половине июня цена литра бензина Аи-95 в рознице может достигнуть 2,4--2,8 грн., Аи-92 -- 2,1--2,4, А-76 -- 1,7--1,9.

Наблюдается интересная поляризация мнений: председатель правления ГАК "Укрресурсы" Виктор Ржоткевич заявил, что поставки нефтепродуктов из Азербайджана должны продолжаться, так как не допускают монополизма на рынке и необоснованного роста цен. Нефтетрейдеры же считают, что правительству экономически целесообразно решить вопрос с компаниями, торгующими горючим, о планомерном повышении цен. В противном случае Украине не избежать "взрывного" подорожания.

ЗАРЕГУЛИРОВАЛИ

Еще одна острейшая проблема -- вмешательство государства. Правительству пока не удалось ограничить "пристальное внимание" госорганов к деятельности компаний, торгующих нефтепродуктами. Практически не выполняется обещание главного налоговика страны Николая Азарова, данное после предупреждения Президента, не тревожить частыми проверками частные структуры. В результате работа некоторых компаний бывает долгое время парализована, что при насыщенном рынке, возможно, осталось бы незамеченным, но на грани тотального дефицита становится опасным.

И, наконец, важная причина, провоцирующая дефицит топлива -- недостаток поставок нефти на НПЗ. Наиболее полно возможность решения этой проблемы описал Виктор Попов, президент компании "Содружество" (г. Херсон), являющейся акционером ОАО "Херсонский НПК": "Ритмичность работы заводов возможна при главном условии: они должны быть частью вертикально-интегрированных структур нефтяных компаний. Чьих -- российских, казахских, иных -- и на каких условиях -- это отдельная тема для переговоров. Правительство не должно отходить от этих приоритетов, работать на восстановление и стабильность отечественных НПЗ, а не на сиюминутное наполнение бюджета или ликвидацию дефицита топлива. Будут стабильно работать заводы -- не будет ни дефицита, ни задолженности перед бюджетом".

Реалии удручают: загрузка украинских НПЗ за пять месяцев составила всего треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объемы произведенного бензина и дизтоплива снизились соответственно на 57% и 55%. Всего два завода, Кременчугский и Надвирнянский, работают более или менее стабильно. Причина в том, что они преимущественно загружаются украинской нефтью: на первом ее доля достигает 71%, на втором -- 87%.

Дрогобычский и Одесский заводы "болеют" длительными простоями. И если Дрогобычский находится пока на вольных хлебах, сам выживает в непростых условиях, то у Одесского есть "крутой" хозяин -- компания "ЛУКойл". И в голове не укладывается тот факт, что за последние три месяца сюда не пришло ни капли нефти. Внушает сдержанный оптимизм работа Херсонского и Лисичанского НПЗ. Первый с начала года получил 571 тыс. тонн нефти, на 89% это -- поставки "Казахойла". Второй -- 314 тыс. т, на 95% -- российские. Причем две трети этой нефти обеспечила "Тюменская нефтяная компания" (ТНК).

Если загрузка двух последних НПЗ не уменьшится, а Одесского составит "контрактные" 120 тыс. тонн в месяц, то дефицит нефтепродуктов будет ниже, чем в прошлом году. И, соответственно, кризис не будет настолько жестоким. Если ТНК выиграет конкурс в Лисичанске и сдержит свои обещания, то загрузка тамошнего НПЗ достигнет 350 тыс. т нефти ежемесячно. А если еще и правительство решит вопрос (который из экономической переходит в сферу государственной безопасности) загрузки Одесского НПЗ, то это позволит увеличить производство отечественных нефтепродуктов на 40%.

Вот такой поворот событий действительно позволил бы обеспечить сбор урожая и не дал ситуации на рынке нефтепродуктов выйти из-под контроля. Будем надеяться -- а что еще остается?