1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №96 (597) за 21.06.2000

КАК В КИЕВЕ ПАУКА "ВАРИЛИ" ДЛЯ МИНИСТРА ОБОРОНЫ ФИНЛЯНДИИ

На пыльных тропинках далеких планет, действительно, останутся наши следы. В смысле украинцев. А точнее, это будет один след. Сварщика Григория Дочкина.

"А НУ, СДЕЛАЙ ИМ ИНДЕЙЦА ПО-НАШЕМУ!"

Наверное, нет металла, которого бы не варил Григорий Григорьевич Дочкин. Его не поставит в тупик никакой самый новый метод. Не зря ведь работал он в космической промышленности. "Заболел" Григорий Григорьевич удивительным металлом -- титаном -- еще в Омске, во время работы над луноходом. Там и нашел его Борис Евгеньевич Патон, увидел ювелирную работу и новый метод художественной сварки да и пригласил к себе в Институт электросварки.

Титан -- металл уникальный. Меняя режим сварки, можно "раскрашивать" его в разные цвета. В теории -- понятно, но чтобы подчинить себе радугу, понадобилось пять лет кропотливого труда. Разработал Григорий Григорьевич свою методу (других-то не было) и стал творить картины, "жонглируя" температурой.

К объемной скульптуре художник шел бы, может быть, еще несколько лет. Да подтолкнули американцы. Был Патон в США и там его познакомили со знаменитостью -- художником, который делал некоторые детали оригинальных скульптур при помощи сварки. Например, бюст индейца он "изобразил" так: свернул лист металла, приваривал нос-болт, уши-гайки, "сварил" объем лица. А потом все отшлифовал-отполировал и напылил бронзу.

"Сможешь сделать им индейца по-нашему?"-- спросил Борис Евгеньевич. А "по-нашему" -- это без механической обработки. Только сварка. Из проволоки Григорий Григорьевич создал каркас будущей скульптуры со всеми прогибами и выпуклостями. Потом все "дырки" заполнил. Но как! Сначала приварил одну титановую проволочку, к ней -- вторую, третью, сразу изгибая металл так, чтобы получилась скула или нос. Таким способом прическу вождю сделал -- загляденье. А кожу на лице разгладил да цвет придал -- опять же сваркой!

Эта работа до сих пор стоит в центре выставки мастера. А выставка у него -- постоянно действующая.

МЕСЯЦ ГОЛУБЮ ПРИСЕСТЬ НЕ ДАВАЛ, ЧТОБЫ ПОЙМАТЬ ЕГО "НА ВЗЛЕТЕ"

Дома художник работ не держит. Зачем? Нужно, чтобы люди видели. А гостей у Института Патона много, и всех ведут к Дочкину. Потому что он -- гордость. Вот и нас принимали "всем миром". Пока я разговаривала с мастером, мне приносили то одну, то другую работу, подсказывали "знаковые эпизоды" из жизни и даже одели на меня металлическую цепочку, звенья которой отливали всеми цветами радуги.

"Такой нет даже у английской королевы!"-- с гордостью поведали мне. А нет по одной простой причине: никто в мире не делает жучков и драконов, ваз и тростей, колокольчиков и мух с "перламутровыми" крыльями методом электросварки. Хотя есть уже у мастера ученики: по большому счету воспитал только двоих настоящих. А вот из последнего выпуска.... Саша Кучерук и Костя Животягин умеют делать смешных паучков. Пытаются они с ювелирной точностью сваривать проволочки и одновременно выкладывать их так, чтобы появилось, к примеру, крыло птицы. Впрочем, и у мастера так сразу не выходит.

-- Я когда-то за мир боролся, -- смеется мастер. -- Делал подарок американскому президенту Никсону -- кольцо-постамент с надписями "USA" и "СССР". На нем стояла женская рука, с которой взлетал голубь мира. Рука на удивление быстро получилась, а вот голубь -- никак. Не мог я уловить момент взлета. Тогда поймал голубя и поселил у себя в мастерской. Месяц ему жить не давал, все заставлял взлетать.

Эскизов к своим работам Григорий Григорьевич не делает, образы будущих творений видит мысленным взором. Я поразилась: у его дракона на спине -- сложный узор из линий и бугорков, 150 больших шариков диаметром 8 мм и еще 150 крохотных -- миллиметра по 4. И как это можно в голове удержать?!

Мы приехали в гости к мастеру неожиданно. Он был занят -- ваял муравьишку и в аккурат к концу беседы закончил. Вот только получился мураш белым, а ведь есть скульптуры удивительных цветов. Зеленого-презеленого крокодила удалось увидеть лишь на фотографии -- его приобрел и увез в Нью-Йорк один миллионер. А вот ракушки, переливающиеся сине-розово-желтым цветом, лежали на столе. Рядом -- ваза с цветами, коробочка с жучками-брошками, стрекозы, скорпионы...

Глядя на брошку-перышко, ажурную, в капельках и паутинках, я спросила: "А почему в коллекции нет Птицы счастья?" -- "Есть!" -- хором ответили сварщики. Оказывается, жар-птица уехала в Финляндию. Там мастер проработал пять лет -- преподавал, учил именно своему методу.

Есть в коллекции и скульптура -- след человеческой стопы. Ее копию подарили американским астронавтам, которые впервые высадились на Луне. И они пообещали: когда полетят "прошвырнуться" по еще какой-нибудь планете, то оставят на ней "след" Дочкина. Даже если это будет Марс. "Но ведь ученые говорят, что там чересчур жарко..."-- засомневалась я. На что получила вполне резонный ответ: "А я им не верю. Если ученые до сих пор не знают температуру сварочной дуги -- то ли 4, то ли 8 тысяч (!) градусов, то как я могу поверить, что они измерили температуру на Марсе?"

Если нужно сделать подарок гостям, есть из чего выбирать. Концерну Митсубиси подарили тонкую березку. Брошь-паучка носит Элизабет Рейн -- единственная в мире женщина -- министр обороны Финляндии. Однако есть у мастера ваза, которую он ни за какие деньги не продаст. Не потому, что делал ее девять месяцев, а потому, что душу вложил. Уйдет ваза -- опустошится душа.

ЭТО НЕ ИГРУШКИ, ЭТО ОТКРЫТИЯ

А вообще-то Григорий Григорьевич человек неразговорчивый. Он знает, что его работы уникальны. Но жить за их счет не хочет, хотя один жучок или мушка стоит 50--70 долларов. Делает на заказ или продает сделанное, когда уж совсем тяжело. И сильно переживает за свои разработки.

Титан -- единственный из металлов, к которому приживается мышечная и костная ткань человека. Доработка нужна минимальная. Вот и делал Григорий Григорьевич эндопротезы для ортопедии не 5--6 миллиметровые, а вдвое тоньше, но такие же прочные. К тому же их можно не дезинфицировать -- при температуре сварки никакой микроб не выживет. Варил Григорий Григорьевич и экспериментальные клапаны на сердце для амосовского института. Даже сделал по рентгеновскому снимку зуб из титана: корень и площадку, на которую потом можно нарастить искусственный, беленький. Да мало ли что можно придумать! У мастера столько всего... Не перечислишь. И что интересно -- все восхищаются, говорят "давай, давай!", но на этом все глохнет. Пока дело дойдет до клинических испытаний того же зуба, жизнь кончится. "Они считают, что придумать легче, чем пробить", -- обижается мастер. Впрочем, уже и не обижается. Просто жаль.

Напоследок я не удержалась и дернула за язычок яхтовый колокольчик. Боже мой, какой раздался звук! Высокий, чистый, громкий. Я обмерла. Значит, титан имеет еще и чудесный "голос"? Мастер подтвердил. Если внутри колокола сделать пазухи определенной длины, то запоет титан разными голосами.

--Как-то привез я этот колокол на выставку в Америку, -- вспоминает Григорий Григорьевич, -- так известный журналист-политолог Герасимов очень обрадовался. Сказал "наконец-то не мишек-матрешек привезли, а что-то современное и уникальное". А поскольку слух имел отличный, то стал он на радостях вызванивать мелодию известной песенки "В траве сидел кузнечик". И знаете, толпу собрал. А ведь я могу сделать целый оркестр, где у каждого колокола будет своя нота.

Вот был бы уникальный инструмент. Только вот работать "в стол" Григорий Григорьевич не хочет, а заказа -- нет... Подозревает мастер, что еще более уникальным был бы звук титановых струн. Вот только некогда этим заниматься -- студенты.

Насмотрелись мы у Григория Григорьевича чудес, а ушли с чувством горечи. Уж очень хотелось бы написать, что стоматологи смогут вставить титановые зубы даже тем, кто лишился всех своих. Но стоит ли мечтать о несбыточном? Вот соберу 70 долларов и куплю ожерелье, которого нет у английской королевы!