1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №98 (599) за 23.06.2000

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО РАБСТВА:

Отлично понимая, какую реакцию может вызвать заголовок, хочу уточнить один момент: слово "национальный" в материале используется не в этническом смысле -- пока мы все одной национальности -- "постсоветский человек". Вопрос в другом: сможем ли мы в ближайшие десятилетия (вспоминая великого Чехова) выдавить из себя по капле рабские рефлексии. Потому что давно известно: самые жестокие палачи получаются из бывших рабов -- это и есть та пресловутая змея, которая вечно кусает себя за хвост.

Российские телеканалы на минувшей неделе продолжали дебаты о нарождающейся диктатуре и свободе печати: арест Гусинского, создание "антифашистского блока" СПС и "Яблока", перестановки в Кремле -- все это было в центре обсуждений и на украинских телеканалах. И это понятно: СМИ пытается спрогнозировать -- как аукнется, как откликнется?

НТВ повторяла серию фильмов "Холодная война". Жуткие кадры расстрела четы Чаушеску (люди в камуфляжной форме с удовольствием крутят руки, связывая кричащую от ужаса жену диктатора) наводят на мрачные размышления о неизменности человеческой натуры -- пострадавшие с огромным внутренним удовлетворением берут на себя роль палачей. Румынский поэт, вальяжно развалившись в кресле, комментирует: несмотря на то, что я гуманист, но почувствовал облегчение от того, что Чаушеску расстрелян. Все неизменно под луной: око за око, зуб за зуб.

Воскресные "Куклы" нарисовали картину будущего России: Путин во главе с марионетками из Кремля, а в последний момент все это отгораживается железным занавесом в виде решетки. Действительно, противостояние политических и олигархических кланов в России достигло если не эпогея, то близкого к этому состояния. Если не сейчас, то уже никогда в ближайшие восемь лет. Ретранслятор этой битвы "железных канцлеров" -- оппозиционные и государственные (близкие к ним) средства массовой информации.

У нас ситуация более латентна. Но не менее напряжена. Несмотря на то, что ставки поменьше будут. Это в сравнении с их ставками. Для нас они достаточно высоки -- нам тут жить в ближайшие годы, тут делать (или не делать) карьеры и растить детей. В связи с этим воскресный прямой эфир "Эпицентра" -- беспрецедентен по количеству лакмуса и информации к размышлению. После вялых и не очень искренних объяснений Сергея Тигипко по поводу его возможной отставки встреча в эфире двух таких знаковых в украинской политике и экономике людей, как Григорий Суркис и Юлия Тимошенко, -- событие огромной важности. Не анализируя подводные камни и факт "как стала возможной эта встреча в принципе", можно поздравить Вячеслава Пиховшека с тем, что впервые программа в телевизионном смысле оправдала свое название. Кто прав, кто виноват -- пусть рассудит история и прокуратура. В этой ситуации важно еще и другое. На протяжении всей немалой программы (эфир затянулся) зрители видели перед собой искаженное от злости, гипсовое лицо женщины и застывшую кривую улыбку мужчины. Она извергала призывы и проклятья, он бил ее наотмашь по репутации. И пусть это утверждение кому-то покажется демагогическим, но если 10 лет независимости нам дали лидеров и борцов за счастье народное с ухватками "заплечных дел мастеров", то зачем и ради чего это все в принципе? Это и есть дороги, которые мы выбираем?

Активно обсуждаются в украинском эфире события во Львове и готовящееся там постановление о запрещении публичного исполнения русских песен. Один раз это уже было в фашистской Германии -- там сжигали книги под восторженный рев народа. Говорят, что львовяне активно поддерживают решение местной администрации. В это не хочется верить. Так же как и не хочется верить, что политики легко могут нагреть руки на подобных акциях, разбудив рабские амбиции толпы.

P.S. На прошлой же неделе ушел из жизни великий человек нашей эпохи -- драматург и философ (не оговорилась) Григорий Горин -- человек, который лучше других знал, что такое особенности национального рабства. Его звезда взошла благодаря телевидению, потому что все мы знаем наизусть и "Убить дракона", и "Тень", и "Барона Мюнгхаузена"... В этих фильмах он вместе с многолетним другом и соратником Марком Захаровым очень доходчиво рассказал нам всем, какого цвета страх. У каждого -- свой оттенок. Но там нет цветов радуги. Все телеканалы (за исключением ТВЦ -- Андрей Максимов в который раз доказал не только свой профессионализм, но и высокую человеческую позицию) сказали об этом походя -- в сводке новостей. И только "1+1" еще раз прокрутили "Фонтан-клуб" -- последние съемки Горина на украинском ТВ, которые состоялись благодяря мудрому его ведущему Валерию Хаиту.

Что имеем -- не храним, потерявши -- плачем.