1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №98 (599) за 23.06.2000

"МНЕ НЕ ДАЮТ МОИХ ЛЕТ. А Я И НЕ ВОЗЬМУ!"

Клара Лучко -- одна из легендарных советских актрис -- совершенно не воспринимается как ностальгическое прошлое... Пока мы сидели у нее в гостях в знаменитом Высотном доме на Котельнической набережной в Москве, телефон не умолкал. День Клары Степановны расписан по минутам.

"ШО? КЛАРОЧКУ? ТА ЇЇ НЕМА!"

-- Многие запомнили вас в фильме "Молодая гвардия" в роли Марии в украинской вышиванке -- такую ласковую, нежную, как олицетворение самой Украины.

-- Я родилась в Чутово, между Харьковом и Полтавой, как раз посередине, но в школу пошла уже в Полтаве. И пока моя бабушка жила у нас в Москве, в квартире все говорили по-украински. Когда кто-то звонил мне, она спрашивала: -- "Шо? Кларочку? Та її нема!" и в деталях давала обо мне полную информацию -- куда и зачем я ушла. Это от щедрости нашей украинской души. Мои родители похоронены в Полтаве, и этот город для меня много значит. А что касается "Молодой гвардии", мой учитель Сергей Герасимов на съемках мне сказал: "Поскольку ты украинка, я тебе полностью доверяю, полопочи по-украински". Так же было и на съемках фильма "Дача" режиссера Константина Воинова. Когда я прочитала сценарий, где моя героиня якобы говорила по-украински, то это играть было просто невозможно, и Воинов попросил меня самостоятельно поработать над текстом. Я вспоминала своих теток, соседок, людей, которых знала с детства, и играла как бы их. А в результате получился такой трогательный смешной образ.

-- А сложно ли было становиться москвичкой?

-- Очень трудно. Ведь я с 16 лет сама жила в Москве, снимала какой-то угол, два часа добиралась до института тремя видами транспорта. Часто и пяти копеек не хватало на метро. Иногда шла и смотрела под ноги: "Неужели никто пять копеек не потерял?". Но, наверное, испытав все это на себе, я мудрела.

-- Настоящая всенародная слава пришла к вам после "Кубанских казаков"...

-- До этого я снялась в каких-то двух-трех фильмах, но они для меня, как актрисы, не имели большого значения. И вдруг меня приглашает сам Иван Пырьев. Мне говорили, что он такой диктатор -- может накричать и даже ударить. Представляете состояние девушки из Полтавы?! Но он был очень чуткий человек, хороший психолог и сразу понял, как со мной нужно обращаться. Если я что-то не так делала, он как будто другому выговаривал, но я сразу все понимала. А после выхода "Кубанских казаков" на экраны меня стали узнавать, писали письма "женихи" -- все было как в сказке.

В "ДВЕНАДЦАТОЙ НОЧИ" ЛУЧКО БЫЛА ДЕВУШКОЙ И ЮНОШЕЙ ОДНОВРЕМЕННО

-- В каждом фильме ваши героини выглядят очень органично, и кажется, что все они давались легко. А были особенно выстраданные роли?

-- Есть очень выстраданные, из-за которых я не спала ночей. Например, в "Двенадцатой ночи" -- играла Шекспира и сразу две роли! Даже Вивьен Ли в голливудском фильме играла только Виолу -- ее брата Себастьяна играл мужчина. А я эти роли играла одна. Помню, как мы с Аллой Ларионовой после какой-то сцены прятались за декорациями и плакали от напряжения... Но когда картину закончили, нас пригласили на Эдинбургский фестиваль и был громкий успех -- я была такая счастливая! Ведь по характеру я -- большая самоедка...

-- Другой ваш "звездный" кинообраз -- уже в творческом расцвете -- Клавдия из "Цыгана". Она оставила свой след в вашей жизни?

-- Роль часто как бы пропускаешь через себя. Так у меня было и с Клавдией. Я даже хотела ей подражать, как женщине, потому что понимала, насколько она выше меня. Я получала очень много писем от женщин, они делились не со мной, а с моей Клавдией -- что у них не сложилась жизнь, что, увидев судьбу Клавдии, они поняли, что где-то были неправы, что нужно быть мудрее, ждать, верить...

-- Вы встречались со многими актерами, со всеми партнерами было "комфортно" играть?

-- Представляете, какие актеры снимались в "Мы, нижеподписавшиеся"! В первый съемочный день я подумала: "Боже мой, Куравлев, Янковский, Яковлев, Ира Муравьева!". Пришла домой и так расстроилась, что я в этой "компании" затеряюсь. Но все получилось. Мы очень все сдружились во время съемок, и было весело, так как Лиознова -- потрясающий режиссер, бывает очень разной, но это все на пользу.

"ПО ПРОФЕССИИ" СЕГОДНЯ ТРУДНО ДРУЖИТЬ..."

-- У вас такой уютный, гостеприимный дом. Наверное, и друзей много?

-- Сейчас немного. Сегодня время сложное, плохо со съемками. Я, допустим, снимаюсь, веду передачи на телевидениии или еще что-то, а у некоторых коллег этого нет. И начинается ненужная зависть, недоброжелательность -- когда узнаешь это, то невольно "закрываешься". "По профессии" сегодня очень трудно дружить...

-- Вы сами придумали такую нужную, очень душевную программу о кино на одном из московских телеканалов? Иногда ее смотрят и зрители Украины.

-- Ко мне приехал как-то редактор из "Останкино" с предложением вести передачу "Кумиры экрана". Я поначалу подумала, что это не моя профессия, но дала согласие. Решающей была мысль о том, что ведь раньше было очень много наших фильмов, наших актеров хорошо знали, любили. А теперь на всех экранах господствуют американские фильмы, журналисты рассказывают преимущественно об американских "звездах". И я подумала: "Так не должно быть. Ведь люди все равно помнят свою молодость, вспоминают годы относительной стабильности и благополучия, а мы тоже часть этого". Меня эта работа увлекла. Хочется показать зрителям, какое талантливое наше кино, рассказать о наших актерах -- чем они живут и что сделали.

-- Судя по вашему расписанию и постоянным звонкам, у вас много работы. Вы ее ищете, или она сама вас находит?

-- Я сама никогда ничего не искала. Если даже дружу с режиссером и знаю, что он запускает картину, то встретив его, отхожу в сторону, чтобы он не подумал, что буду что-то просить.

-- Вы в прекрасной форме -- дай Бог каждому, хотя и не делали никаких пластических операций...

-- Да, это, наверное, хорошая наследственность. И когда мне говорят: -- "Вам не дать ваших лет", я всегда отвечаю: -- "А я и не беру!".