Выпуск газеты Сегодня №100 (601) за 27.06.2000
ЛЬВОВСКИЙ "ДЯДЯ ВАНЯ" ПРОШЕЛСЯ ПО АРБАТУ
Уже много лет Театр Заньковецкой держится на двух китах: официальный крейсер во главе с худруком Федором Стригуном плывет в русле "грандиозо" (в этих спектаклях обязательны массовые сцены и вставные музыкальные номера, а среди героев желательно присутствие украинских гетманов или иных V.I.P.). А режиссер Алла Бабенко все эти годы с поразительным упрямством товстоноговской наперсницы продолжает вести против течения галеру психологического театра -- чрезвычайно аскетического на вид и интересующегося не столько внешними, сколько внутренними свойствами человека. В результате Аллу Григорьевну "сослали" на Малую сцену. Слава Богу, без "заборони писати і малювати". Теперь на Малой сцене идут Чехов и Достоевский, а на Большой даже Шекспир становится непостижимо похож на Михайла Старицкого.
"Дядя Ваня" -- сгусток боли, в который спрессованы утраченные иллюзии, бессмысленно растраченная жизнь и мрачные перспективы на будущее. Обещание Сони "Мы еще увидим небо в алмазах" тем трагичнее, что и герои пьесы, и мы, зрители, знаем, что это вранье. Жестоко? Назовите это ложью во спасение -- смысл не изменится. Алла Бабенко вложила в уста героев ремарки -- получилось, что это как бы не совсем герои, а еще и чуть-чуть артисты, разыгрывающие пьесу и знающие истинное продолжение чеховских сюжетов на сто лет вперед. Здесь каждый -- герой трагедии, комедии и мелодрамы одновременно. Чехов виртуозно балансирует на стыке жанров. И столь же виртуозно балансирует Вадим Яковенко, блестяще играющий дядю Ваню. Вот уж поистине "попадание в яблочко".
Даже несколько схематические атрибуты Руси -- склоненная березка да мятый самовар -- не выглядят назойливыми. Это лишь немое напоминание о том, что "здесь русский дух, здесь Русью пахнет". А больше и не надо. Эта история могла приключиться в любой провинции -- хоть в английской, хоть в китайской. И даже во Львове.