1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №100 (601) за 27.06.2000

ЛЬВОВСКИЙ "ДЯДЯ ВАНЯ" ПРОШЕЛСЯ ПО АРБАТУ

Украинский спектакль в Москве сегодня -- настоящий раритет. И ценят такую редкость не только отечественные артисты, которым выпало выступить в белокаменной, но и избалованная столичная публика. Даже если считать, что основную часть зрителей составила украинская диаспора, все равно приятно, что Украинский дом на Арбате был полон, когда там показывал свой премьерный спектакль, "Дядю Ваню" Чехова, Львовский театр имени Марии Заньковецкой. Даже Роман Виктюк в свободное от хеппенингов-оргий время привел своих студентов поучиться у мастера товстоноговской школы -- Аллы Бабенко.

Уже много лет Театр Заньковецкой держится на двух китах: официальный крейсер во главе с худруком Федором Стригуном плывет в русле "грандиозо" (в этих спектаклях обязательны массовые сцены и вставные музыкальные номера, а среди героев желательно присутствие украинских гетманов или иных V.I.P.). А режиссер Алла Бабенко все эти годы с поразительным упрямством товстоноговской наперсницы продолжает вести против течения галеру психологического театра -- чрезвычайно аскетического на вид и интересующегося не столько внешними, сколько внутренними свойствами человека. В результате Аллу Григорьевну "сослали" на Малую сцену. Слава Богу, без "заборони писати і малювати". Теперь на Малой сцене идут Чехов и Достоевский, а на Большой даже Шекспир становится непостижимо похож на Михайла Старицкого.

"Дядя Ваня" -- сгусток боли, в который спрессованы утраченные иллюзии, бессмысленно растраченная жизнь и мрачные перспективы на будущее. Обещание Сони "Мы еще увидим небо в алмазах" тем трагичнее, что и герои пьесы, и мы, зрители, знаем, что это вранье. Жестоко? Назовите это ложью во спасение -- смысл не изменится. Алла Бабенко вложила в уста героев ремарки -- получилось, что это как бы не совсем герои, а еще и чуть-чуть артисты, разыгрывающие пьесу и знающие истинное продолжение чеховских сюжетов на сто лет вперед. Здесь каждый -- герой трагедии, комедии и мелодрамы одновременно. Чехов виртуозно балансирует на стыке жанров. И столь же виртуозно балансирует Вадим Яковенко, блестяще играющий дядю Ваню. Вот уж поистине "попадание в яблочко".

Даже несколько схематические атрибуты Руси -- склоненная березка да мятый самовар -- не выглядят назойливыми. Это лишь немое напоминание о том, что "здесь русский дух, здесь Русью пахнет". А больше и не надо. Эта история могла приключиться в любой провинции -- хоть в английской, хоть в китайской. И даже во Львове.