1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №101 (602) за 30.06.2000

"СЕЙЧАС ВРЕМЯ ДЕЛЕТАНТОВ И НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ"

Ее называют "сладкой женщиной", хотя в жизни она достаточно остра. Наталья Гундарева снялась во многих кинофильмах ("Сладкая женщина","Однажды двадцать лет спустя", "Одиноким предоставляется общежитие", "Труффальдино из Бергамо"...), и уже много лет она -- ведущая актриса московского Театра имени В.Маяковского.

О СЕГОДНЯШНЕМ ТЕАТРЕ

-- Наверное, можно ставить сегодня модерновые спектакли или, как говорят, "спектакли новой волны", в которых очень прозрачен сюжет или его вообще нет. В основном такими постановками занимается антреприза. Серьезные драматические театры к такой драматургии не обращаются. Но, несмотря ни на что, мы любим зрителя и не хотим его терять.

"БОЛЬШОГО КИНО СЕЙЧАС НЕТ!"

-- По большому счету большого кино сейчас нет! Потому что все снимается "на сдачу" -- у меня такое ощущение. Даже интерьеры, в которых снимаются фильмы -- это уже не павильоны, а какие-то площадки в наем. Я снималась в нескольких квартирах, где жили чуть ли не бомжи, но они владели жильем в центре Москвы, ютились в одной комнате, им платили за аренду -- и этого хватало на выпивку и на еду.

Фильмы... Мне даже не очень хочется об этом говорить. Те фильмы, которые вижу по телевизору, в большинстве своем, меня очень расстраивают. И, как ни странно, не имея на данном этапе работы в кино, мне совершенно не хочется в них сниматься. Так что чувство какой-то зависти отбивается начисто очень низким уровнем того, что делается. Это -- профессиональный уровень.

Меня расстраивает то, что, скажем, я отснялась в одной картине в октябре, и до сих пор не было озвучания. С февраля мне опять предлагают картину и все время перекладывают -- на 20 дней, потом еще на 20... Сейчас время дилетантов и очень необязательных людей. И говорить серьезно о каких-то планах очень трудно. Если мне завтра принесут договор -- это еще не факт, что фильм выйдет на экраны. Очень часто отменяются и поездки, и спектакли, поэтому я всегда радуюсь любой возможности побывать на хорошем фестивале, к примеру, "Золотой скиф" в Донецке.

В общем, с картинами как-то все убого. Сейчас даже те сериалы, которые мы смотрим в Москве, все как под копирку, все -- про милиционеров. И кроме слов "малява" и "забиваем стрелку" я из них ничего не выношу. Отмечаю это с грустью и прискорбием: мне кажется, что это какое-то поголовное одурманивание нации.

ОБ ЭДВАРДЕ РАДЗИНСКОМ

-- Я в двух его пьесах играла. Сейчас -- ничего не ставим. Хотя, когда встречаемся с Эдвардом Станиславичем -- где-то, на каком-нибудь перекрестке, я ему говорю: "Ну, что же вы? Пьесу-то для театра надо бы написать..." А он: "Ну-у-у, да, я думаю, думаю..." Он сейчас у нас -- Иоанн Златоуст, это серьезно.

"СЕГОДНЯ ОТ ЛИТДРАМЫ НИЧЕГО НЕ ОСТАЛОСЬ"

-- Андрей Александрович Гончаров не любил снимать спектакли на телевидении: он считал, что при переносе на экран многое теряется. Сегодня от редакции литдрамы уже ничего не осталось. Но есть в Москве канал "Культура" (пятый), по которому очень редко какие-то спектакли старые идут. Но недавно я видела и новую постановку -- видимо, театр что-то разрешил записать по трансляции. Сейчас уже есть возможность поставить не одну камеру в середине, которую раньше втроем двигали, уже снимают с разных точек, сделать потом монтаж.

Все дело в том, что нет законов, которые охраняли бы авторское право театров. Вот, допустим: какой-то спектакль начинает жить, через год-два его можно было бы снять. А театр мог бы работать с хорошей постановкой еще лет 10 -- театру тоже нужно выживать. Кто дает гарантию, что запись пролежит 10 лет на какой-то полке, а не разойдется пиратским способом по всей провинции?

Сразу продавать тоже нет смысла: тогда нужно просто снимать телевизионный спектакль, как это раньше и было. Я сама снималась в нескольких -- "Обрыв" по Гончарову, "Трактирщица" Гольдони, "Возвращение" Тургенева с Андреем Смирновым покойным, Сашей Потаповым из Малого театра, играла "Доходное место" в постановке Хейфеца с Риммой Марковой и Андреем Поповым, был "Вишневый сад" с Нифонтовой и Смоктуновским. Это -- специфический жанр.

ОБ АНТРЕПРИЗЕ

-- Я думаю, что начало антрепризного движения связано с тем, что у нас угасло кино на каком-то этапе, причем очень активно. И у целого ряда актеров, которые привыкли работать, высвободилась куча времени. А что с ним было делать? По-разному складывается жизнь. Я сама, например, занята в трех антрепризах. Мало того, что это возможность просто работать -- я не говорю о каком-то высоком искусстве и партнерстве -- ходить на репетиции, чтобы не сидеть дома и не начать пить водку с горя, потому что ты никому не нужен. То есть -- в девять вставать, к одиннадцати на репетицию, учить текст -- и так далее: жить той жизнью, к которой привык. Это еще и возможность заработать какие-то деньги. У меня были довольно-таки тяжелые роли. И я не верю в то, что спектакль "Леди Макбет Мценского уезда" можно сыграть три-четыре раза подряд: не потянешь. А антреприза ставит условия: выезжая в регион, скажем, Киев--Донецк--Одесса, мы играем по два спектакля в день переезда.

Знаете, какой у меня был прецедент в биографии? Когда мы за границей в один день три раза сыграли спектакль -- они не хотели арендовать площадку на три дня. Какого Гамлета или Макбета можно сыграть три раза подряд? Это ж -- застрелиться! Для меня, например, в идеале антреприза -- это когда спектакль делается на паритетных основаниях: театр вкладывает деньги и продюсер. Потом спектакль идет в театре (вот как у нас "Смех лангусты", в котором играют Александр Лазарев и Светлана Немоляева) и выезжает. То есть, площадка московская все-таки гарантирует качество. Ведь до чего доходит: некоторые спектакли сначала обкатывают по стране (чтобы проверить), а уже потом показывают в столице. А некоторые-то глохнут на корню, и не очень-то играются в Москве.

Люди ведь стараются тратить как можно меньше денег: ищут палочки и дощечки, которые можно погрузить в одно купе и не гнать трейлер с декорациями, чтобы костюмы можно было вывернуть на другую сторону -- ну грубо говоря! Мечтаю о хорошем антрепризном спектакле, хотя в одном мы играем с Евгенией Симоновой и Татьяной Орловой -- он называется "Любовный напиток".