1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №102 (603) за 01.07.2000

КАК "УМИРАЛИ" КИЕВСКИЕ КЛАДБИЩА

Буйство экзотических растений притягивает сюда тысячи киевлян, которые, любуясь диковинными деревьями и цветами, даже не подозревают, что топчутся на... человеческих костях -- а ведь Центральный ботсад НАН Украины был разбит на территории кладбища!

Другие старинные некрополи постигла не менее печальная судьба. В квартале, очерченном улицами Крещатик, Б. Хмельницкого, Пушкинской и бул. Т. Шевченко, во второй половине XVIII века располагалось Лютеранское кладбище. Находилось оно в своеобразном песчаном котловане, и дождевая вода, устремляясь потоками с возвышенных мест, действовала разрушительно: подмывала кресты, плиты, памятники, обнажала гробы, а нередко и... скелеты. Поэтому в 1812 году кладбище упразднили, но оно (простите за каламбур) "умерло" своей смертью.

Щекавицкое кладбище было гораздо старше. Первые захоронения появились здесь еще в XVII веке, массовые -- во время эпидемии чумы (1770--71 гг.). Позже здесь построили колокольню, а потом и церковь Всех Святых. Щекавица, где по преданию погребен князь Олег, стала последним пристанищем и многих известных горожан: зодчего Меленского, академика Иконникова, художника Буряковского. Здесь находились фамильные захоронения знаменитых в Киеве предпринимателей Балабух, Барских, Войтенко, Романовских. Несмотря на то, что еще в 20-х годах нашего века проводились захоронения, в 35-м власти постановили "перепрофилировать" некрополь в часть парковой зоны. Могильные холмы сравняли с землей, а культовые сооружения разрушили. Подобная участь постигла и кладбище на Замковой горе, расположившейся по соседству. В свое время это были владения Фроловского монастыря, который в 1816 году устроил здесь монастырский погост. Когда на кладбище начали хоронить жителей Подола, Гончаров и Кожемяк, оно приобрело статус общегородского. Возвели Троицкую церковь, но все это снесли во имя районного парка культуры, создать который, впрочем, так и не успели.

Такое же гениальное решение, но уже относительно кладбища на Аскольдовой могиле, пришло в 1934 году в "светлую" голову наркома просвещения Украины Владимира Затонского. Поскольку людей здесь хоронили достаточно известных и надгробные памятники были довольно роскошными, им нашли "отличное" применение: "використати як матеріал для будівель та оформлення парків. Бажано, щоб мармур у великих шматках було використано як матеріал для скульптур, а то, приміром, не могли донедавна знайти шматки мармуру, щоб замовити погруддя вождів революції". Николаевскую церковь, не долго думая, "перекроили" под парковый павильон. Лишь благодаря вмешательству иностранных деятелей науки и культуры останки некоторых известных личностей -- автора "мертвой петли" летчика Нестерова, историка Тарновского, артиста Соловцова -- перенесли на другие кладбища. А по костям артиста Селина, профессора медицины Меринга, семьи меценатов Терещенко до сих пор топчутся отдыхающие.

Не пощадили пролетарии погосты Выдубицкого и Покровского монастырей. В 20-е годы кладбище в Лавре тоже подверглось "экзекуции". В больнице Лавры был устроен госпиталь для раненых красноармейцев, которые на досуге рубили шашками старинные кресты, уничтожали "буржуйские и поповские" надгробия, стреляли по памятникам из маузеров. Чудом разрушения не коснулись Новостроенского кладбища, которое существует в Киеве с 1831 года. Сейчас оно известно нам как Байковое.

За годы Советской власти в Киеве было уничтожено больше десяти кладбищ. Но самое страшное -- была нивелирована кладбищенская культура. Если раньше каждый скульптор считал за честь участие в конкурсе на оформление могилы, усыпальни или сооружение памятника, то с приходом новых "хозяев" появилась и новая кладбищенская "мода": для воинов-красноармейцев -- обелиски со звездой, колонны и гранитные стелы -- для государственных деятелей, кресты -- для народа попроще. Появилось и какое-то пренебрежительное отношение к усопшим. В законодательстве до сих пор существует статья, позволяющая ликвидировать кладбище, на котором последние 20 лет никого не хоронили, а за могилами не ухаживают... А вот на территории Германии, например, есть захоронения английских солдат, и Англия регулярно перечисляет деньги на их содержание. Есть там могилы и наших воинов, но платить за их опрятный вид мы почему-то не считаем своим долгом. Неужели фраза "Нет человека -- нет проблемы" все еще актуальна?