1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №104 (605) за 05.07.2000

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ -- ЗА ЧЕЙ СЧЕТ?

Украина рискует надолго задержаться на "заднем дворе" европейского "дома", если не добъется вдвое больших темпов развития, чем страны Евросоюза -- не менее 7--10% прироста производства в год. Так сказал Президент в послании к парламенту.

Но без инвестиций этот рывок не совершить. Их ежегодный мировой объем -- около $400 млрд. При этом и благополучные страны пользуются услугами внешних инвесторов: в прошлом году во Францию "влили" $25 млрд., Великобританию -- $40, США -- более $100 млрд.

К сожалению, пока эти финансовые потоки обходят Украину, несмотря на ее выгодное геополитическое расположение и наличие многомиллионной армии квалифицированной рабсилы, готовой трудиться за смехотворную, по европейским меркам, зарплату. За 8 лет Украина получила всего $3,4 млрд. инвестиций. В пересчете "на нос" выходит чуть больше $65. После Беларуси это самый низкий показатель капвложений среди бывших соцстран: вшестеро меньше, чем у Литвы, в восемь раз -- нежели у Болгарии, и в 30 -- чем у Венгрии. По международному рейтингу инвестиционной привлекательности мы занимаем 112 место из 136 стран-соискательниц

Отсутствие закрепленных законами гарантий принуждает инвесторов общаться с нами через посредников: Европейский банк реконструкции и развития, Немецко-украинский фонд, фонд Евразия. Но по этим каналам идут ограниченные и краткосрочные вложения, часто оговоренные еще и политическими условиями.

Между тем подсчитано, что только для поддержания работоспособности существующих производств нам необходимо не менее $100 млрд.! По данным Госкомстата, падение производства продолжается почти на половине украинских предприятий, а 15% вовсе стоят. Правда, при этом за первое полугодие работы нынешнего правительства производство возросло на 5,4%, но зарубежных инвесторов это не впечатлило. Пуще чумы их отпугивает изменчивость нашего законодательства, в первую очередь, фискального.

До недавнего времени налоговикам причиталось до 30% собираемых штрафов, и теперь они ратуют за возобновление таких прав. ГНАУ полагается и собственная гвардия -- налоговая милиция, которая, в отличие от своих германских или американских коллег, вооружена огнестрельным оружием и приемами восточных единоборств. Причем наши мытари обладают небывалыми полномочиями: они не подчинены Минфину, как это принято в странах ЕС -- только Президенту и парламенту. А финансовые интересы тружеников последнего, как показывает жизнь, не всегда совпадают с общегосударственными.

Инвесторы опасаются вкладывать деньги в объекты, контрольный пакет в которых принадлежит государству. И настаивают, что последнее должно лишь надзирать за исполнением законов да получением оговоренных налогов.

Еще одна "гиря" на ногах отечественной экономики -- льготы и дотации. Они ведут к перекосам и создают фундамент для коррупции. И это не чисто украинский феномен: пример тому -- недавняя история с концерном "Фольксваген", получившим от правительства 100 млн. евро на строительство автозавода в Дрездене. Эта "субсидия" может быть заблокирована, а концерн -- оштрафован, если будет доказано, что пострадала деловая конкуренция в автомобилестроении.

Осознав, что заграница нам не поможет, правительство питает надежды на доморощенного инвестора. По оценкам экспертов, из Украины ежегодно вывозится до $2 млрд. Еще около $10 млрд. хранится в "чулках". Добавим $40 млрд. теневого капитала, под которые готовится президентский указ об амнистии.

Да, но вернемся к нашим баранам -- пардон, иностранным инвесторам, без которых, понятно, в постиндустриальный рай нам не въехать. "Бараны" давеча напомнили, что их пришествие напрямую связано с наличием у населения покупательского спроса. А какой может быть спрос при средней зарплате в $35 и пенсии в $12?