1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №104 (605) за 05.07.2000

В БАЗАРНОЙ ВОЙНЕ ЖЕРТВ МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ

Наши несказанно терпеливые граждане (даже если их крупно "нагрели"!) обычно избегают качать права, предпочитая не связываться с горе-производителями: на всех нервов не хватит. А ведь пора, пора перейти от обороны к наступлению -- ведь некоторые из тех, кого допекли уловки торговцев, сумели одержать свои маленькие потребительские победы!

КОГДА КОНФОРКИ ЛЕТЯТ -- ХОЗЯЙКЕ НЕ ДО БОРЩЕЙ

Киевлянка Ольга Тимошенко порядком намучилась со своей кухонной электроплитой "Веста": бесконечно ломавшиеся конфорки ей меняли трижды (!). А когда злополучные конфорки испортились в четвертый раз, Ольга Владимировна получила от мариупольских изготовителей этого чуда техники... категорический отказ в замене немаловажной детали под предлогом: использованы все три гарантийных талона. Будь товар из разряда дешевых, горемычная домохозяйка, возможно, и плюнула бы на свои притязания, да уж больно дорого обошлась эта печечка ее кошельку. Поэтому она решилась обратиться в общество защиты прав потребителей Ленинградского района столицы "Закон". А оч-чень компетентные специалисты, которые там работают, помогли ей правильно предъявить претензии. По их совету электроплиту обследовали ремонтники гарантийной мастерской. И вынесли вердикт: в том, что конфорки "летят", виновата плохо изготовленная печь. Вооружившись этим документом, женщина потребовала замены уже не конфорок, а всей негодной плиты. Как только она, не ограничиваясь устными жалобами, написала заявление на основании акта гарантийной мастерской, отношение изготовителей к ней кардинальным образом изменилось: печники стали ну просто "шелковыми", и уже через неделю у злополучной плиты были новые конфорки! А будь потребительница понастырнее, смогла бы наказать мариупольцев... 10-кратным штрафом.

Еще случай -- некий житель столицы приобрел в салоне на Воскресенском жилмассиве Киева кафель. С условием: оставшуюся от ремонта лишнюю плитку возвратит в магазин, и ему вернут деньги. Эта устная договоренность была выполнена, но... при возврате финансов с него опять высчитали 20% НДС, вылившиеся в кругленькую сумму. Когда он пожаловался в общество защиты потребителей и там попросили плиточников дать ответ, на каком, собственно, основании взимаются денежки, покупателю мгновенно отдали его кровные.

БЕРЕГИСЬ ЧУЖЕЗЕМЦА -- СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ!

Однако делать это надо умеючи. Если в магазине покупателя защищает чек (и киевлянка Татьяна, обнаружив дома, что у приобретенной в лавке "Колос" кофты разные рукава, смогла вернуть обновку продавцам), то на базаре, где и приобретается большая часть халтуры, своя стратегия поведения. Польстившись на одежку или иную вещицу в рыночных рядах и не пожалев за нее свои кровные, обязательно запишите номер места торговца.Обычно он выведен аршинными цифрами под железным рундуком или написан над прилавком. В случае, если товар окажется негодным, покупатель сможет узнать у руководства рынка фамилию и адрес арендатора лотка (или запрос пришлет общество защиты потребителей). Дабы затем с помощью свидетелей удостоверить факт покупки и подать иск в суд (кстати, пошлиной не облагается). Как правило, до Фемиды дело не доходит: стоит покупателю установить координаты продавца -- неприступные торговцы тут же преображаются до неузнаваемости, безропотно принимают негодный товар и отдают уплаченное за него. Но если только вы не знаете этого правила -- вас будут "держать за последнего лоха".

На моих глазах в обществе защиты потребителей Ленинградского района плакал парень, ставший жертвой базарной лихорадки. Руслан Сесь -- так его звали, -- приехал в столицу из глубинки. С деньгами... после похорон матери. На Борщаговском рынке на Окружной дороге у провинциала разбежались глаза: у первого попавшегося вьетнамца он потратился на какие-то ненужные ему сумки и прочую дребедень. "Я показал ему справку о смерти мамы, он мне посочувствовал и сбавил цену... на гривню, -- рассказывает Руслан. -- И тогда я накупил еще бейсболок, блокнотов "бизнес-организатор"... Уже потом рассмотрел, что все рваные". Когда же вернулся и стал показывать "сердобольному" иноземцу дефекты, тот обозвал Руслана "быдлом" и прогнал. Парень пошел в милицию, там ему посоветовали обратиться в общество защиты прав потребителей. Но... если отечественные торгаши дрожат при одном упоминании о законе, то вьетнамец притворился, будто ни бельмеса не понимает по-нашему и общается только через переводчика. А как же -- из-за этой идеальной "отмазки" их и нанимают торговать! Так что учтите: покупая вещи у иностранцев, вы подвергаете свой кошелек дополнительному риску -- в этом случае ваши денежки уж точно уплывут безвозвратно.

У ПРОТИВНИКА ТОЖЕ ЕСТЬ "АХИЛЛЕСОВА ПЯТА"

Не пойти ко дну в океане негодных шмоток все же можно, зная ахиллесову пяту врага: больше всего торговцы боятся, что грамотный покупатель поймает их на... отказе заменить товар и вернуть деньги -- в этом случае им грозит штраф как минимум в 10-кратном размере от цены. Вот представьте, что приобрели в магазине телевизор за $220, а он плохо работает. Пошли поменять его или забрать свои денежки обратно. А в магазине "пудрят мозги" неделями, исчезают с рабочего места, "тянут резину" гарантийного срока и явно не желают принять негодный "ящик" по вашему первому требованию. Тогда и у вас нет повода проявлять гуманность к таким продавцам: если вы вооружены чеком -- пишите официальное заявление. Отказ потребителю в реализации его права обменять товар ненадлежащего качества или возвратить уплаченные им деньги, установленного 14-й статьей закона, выльется магазину в... Умножьте $220 на 10. Так что оружие для борьбы с нерадивыми торговцами есть! И поверьте: они очень его боятся. Имеются у вас даже союзники в этой войне: ведь 35% гигантской суммы штрафа идет в госбюджет, 50% -- органам местного самоуправления, 15% -- защитникам потребителей. Так что крупная материальная заинтересованность ставит их на вашу сторону баррикад. И тем больше, чем сильнее вас обидели: если вам продали товар (или взяли деньги за услугу), который не только плох, но и не соответствует требованиям безопасности для жизни, здоровья и имущества -- торговец (как и общепитовец) вынужден будет разориться на штраф в размере 300% от цены товара или выполненной работы!