1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №104 (605) за 05.07.2000

ЗОЛОТО ДЛЯ НИХ -- ОБЫЧНЫЙ СТРОЙМАТЕРИАЛ

На купола Успенского собора Киево-Печерской лавры легли последние фрагменты позолоты. На 300 квадратных метров реставраторы израсходовали полтора килограмма золота.

СТРАШНО, КОГДА ЛЕСА "ХОДЯТ"

Восемь утра. Мы поднимаемся на крышу восстанавливаемого Успенского собора. Узенькие ступеньки выходят на чердак, оттуда сквозь маленькое окошко нужно протиснуться наружу, по почти отвесным лесенкам подняться к главному куполу, похожему на металлический "кокон". Внутрь этой конструкции ведет небольшой люк. Реставратор-позолотчик Раиса Хоменко открывает его и оказывается на рабочем месте.

-- Когда я начинала, в 1969 году, женщин-реставраторов почти не было, а теперь получилось так, что позолотчицы в основном женщины. Вот нас -- пятеро и один молодой человек -- ученик, -- рассказывает она. -- Почему? Работа тонкая, требует женских пальцев. А еще аккуратности, внимания и терпения. Знаете, мужчины часто неповоротливы. Бывает, прислонился случайно, рукой взмахнул, уронил что-то -- и все, испортил свежую позолоту. Хотя не скажу, что наша профессия -- женская. И среди мужчин есть прекрасные мастера.

-- Вы работаете на высоте 30--40 метров. Страшно, наверное?

-- Дело привычки. Страшно, когда начинается гроза и леса "ходят", упираются в купол. Бывало, даже крышу с тепляка срывало. Тепляком мы называем шатер, которым окружают купол на время золочения, чтобы сквозняков не было, а иначе золото "улетит". Здесь, на Успенском, работается спокойно. Леса металлические, надежные. А раньше их деревянными делали. Пока идут подготовительные работы -- зачистка, грунтовка -- сидим на отрытых лесах, потому что на свежем воздухе покрытия быстрее сохнут. А когда укладываем золото, то находимся в замкнутом пространстве, и высота не ощущается.

ДРАГОЦЕННАЯ ФОЛЬГА НА САМОМ ДЕЛЕ -- МЕЛКОЕ СИТЕЧКО

-- Золотить купола можно только летом?

-- Желательно. Во всяком случае температура не должна опускаться ниже +10. А не то лак, которым приклеивается золотая фольга, загустевает. Его нужно положить очень тонким слоем. Мало лака -- золотая пластинка не приклеится, чуть переборщишь -- расползется. Вообще все подготовительные слои, а их не меньше пяти, должны быть не толще полутора милимметров. Сначала мы зачищаем медь, из которой сделаны купола. Затем покрываем металл свинцовым суриком. Повторяем эту процедуру. Сурик нужно буквально втирать в метал купола, только тогда позолота будет надежно держаться. Потом наступает черед кронирования. Крон -- специальная желтая краска. Дело в том, что сусальное золото тончайшее. Если взглянуть на него на просвет, то хорошо видно множество отверстий: драгоценная фольга, а на самом деле -- мелкое ситечко. Вот и приходится желтым кроном подкрашивать ее в особый солнечный оттенок.

-- Насколько тонкое сусальное золото? Можно ли его потрогать руками?

-- Всего лишь 0,13 микрона. Касаться золотой фольги пальцами нельзя, она мгновенно прилипает к коже. Мы получаем золото в небольших бумажных книжечках. Странички из папиросной бумаги пересыпаны тальком, а между ними вложены пластинки золота. У них стандартные размеры: 9,15 см в длину и столько же в ширину. Проба золота очень высокая, но все же в сплаве есть серебро и медь. Для Успенского собора мы использовали сусальное золото, изготовленное в Германии. В каждой книжечке 30 листов, или 2,5 грамма золота. Представляете, на маленькую сережку еле-еле хватит, а мы покрываем им почти пол квадратного метра купола. Делается это так: фольгу пододвигаем к краю книжечки специальной кисточкой, а потом переворачиваем и наклеиваем на купол. Ряд за рядом сверху вниз. Пластинки должны перекрывать края друг друга максимум на 2 мм.

-- Есть ли отходы производства?

-- Конечно. Маленькие фрагменты фольги нередко отрываются при приклеивании или шлифовке. Шлифуем мы небольшими кусочками ваты. Оторвавшееся золото к ним прилипает. Мы складываем "позолоченную" вату в пакеты и отправляем на переработку. В Москве есть завод, где эти "отходы" снова превращают в сусальное золото. Раньше мы оттуда хорошие премии получали... Есть специальная инструкция, которая обязывает позолотчика собирать "отходы". Мы все ее подписываем и с нас за это спрашивают.

"ОНИ ДЕЛАЛИ КУПОЛ, А ЧЕРЕЗ 2--3 ГОДА УМИРАЛИ"

-- Сколько лет должна продержаться позолота на куполах?

-- По техническим нормативам -- 25 лет. Но качественно положенное сусальное золото может продержаться гораздо дольше. К примеру, когда я только начинала работать реставратором, 31 год назад, мы покрывали купола на церкви в Выдубицком монастыре. Та позолота прекрасно сохранилась. Кстати, это напрямую зависит от экологической обстановки в том месте, где стоит храм. В промышленных регионах, где идут кислотные дожди и много сероводорода в воздухе, позолоченные купола долго не протянут... Голуби -- тоже наши "враги". Птица мирная, но любит посидеть на церковных крестах, оставляя на позолоте "метки".

-- Кресты для Успенского собора сделаны так, чтобы птицам было неудобно на них садится. И, кстати, о новинках. Почему его решили покрывать сусальным золотом, а не применить методику посовременней?

-- Действительно, электрохимический способ и быстрее, и дешевле. Именно так золотили купола храма Христа Спасителя в Москве. Мои коллеги ездили посмотреть, что из этого вышло. Оказалось, уже спустя несколько месяцев покрытие почернело, испортилось. Хотели сэкономить, а придется платить дважды... В Киеве купола всех восстанавливаемых древних храмов -- и Михайловского Златоверхого, и Успенского -- решили покрыть сусальным золотом. Этот способ золочения "дедовским" не назовешь. Он известен примерно с 30-х годов нашего века. А в дореволюционной России использовалась другая технология: сплав золота и ртути разогревали на углях, ртуть испарялась, а золото оставалось. На такую работу обычно сгоняли крепостных. Они делали купол, вдыхая ядовитые пары ртути, а через 2--3 года умирали. Но их позолота удивительно прочная. Позже применяли еще двустороннюю фольгу: с одной стороны серебро, оно прилегало к куполу, а с другой -- золото -- наружу. Такое сусальное золото было раз в семь толще нынешнего и держалось дольше. Нынешнее же покрытие можно назвать декоративным.

-- Сколько времени нужно, чтобы позолотить купол?

-- Примерно месяц. Причем недели две уходит на подготовительные работы. Начинаем в 8 утра, а заканчиваем в 9 вечера. Технология непрерывная. Сегодня с вечера нанесли лак (он должен отстоятся 5--8 часов), завтра наклеили золотую фольгу и покрыли лаком следующий участок. Работа-то сезонная, поэтому приходится работать без выходных. Устаем, конечно, и соединениями свинца дышим... Но что делать?

Раиса Хоменко в бригаде киевских позолотчиц -- звеньевая. Это значит, что она выдает книжечки с сусальным золотом, следит за его расходом. Она говорит, что для нее золото -- обычный строительный материал, как краска или лак. Не более того.