1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №106 (607) за 07.07.2000

"ЛЮБОВЬ ДАЕТ НАДЕЖДУ СТАТЬ ДРУГИМ..."

В свое время Александр Парра был любимцем киевской театральной публики. Красивый и удачливый актер Русской драмы быстро восходил по "служебной лестнице". Роль лейтенанта Шмидта в фильме "Почтовый роман" принесла ему всесоюзную известность.

Именно его "увидел" в роли Отелло в своей постановке Андрей Гончаров, худрук московского Театра имени Маяковского. В 1979 Парра окончательно перешел в этот театр.

-- Александр Владимирович, сколько лет вы не виделись с Киевом?

-- Давненько. В Киеве живут мои мама и сестра, и я периодически наезжаю. Но дела там закончились, и я не могу сказать, что рвусь. Хотя Киев иногда снится. Возможно, меня снова позовет в дорогу проект, который запланирован на сентябрь: в Оперной студии замечательный музыкант Роман Кофман ставит новую оперу Александра Костина по мотивам "Оргии" Леси Украинки на мое либретто.

Наша семья переехала в Киев из Тбилиси сразу после войны, мне тогда было три года. Из того времени я хорошо помню квартиру на площади Толстого, парк Шевченко, куда бегали с мальчишками, дворы, Центральный стадион -- все то жизненное пространство, которое я завоевывал. Это места, где мы пытались курить, ухаживать за девчонками.

-- В свое время мы всем курсом ходили в театр "на Парру". Вы были избалованы славой и любовью, а испытание любовью может быть пострашнее испытания славой...

-- Замечательный режиссер Михаил Верхацкий говорил: "Скромность -- это кратчайший путь в неизвестность". Если честно, я небезразличен к этому и сейчас. Другое дело, что мои запросы несколько выше той любви, которую мне дают. Хотелось бы большего. Мне иногда кажется, что и жизнь протекает медленнее. Другие говорят: "Ой, как жизнь пролетела". Мне уже 57, но она для меня не пролетела. А любовь -- великое чувство, прекрасное еще и тем, что тебя не только принимают таким, какой ты есть, но дают надежду стать таким, каким тебя хотят видеть.

-- Катрин Денев как-то сказала: "Актеры -- это люди, которые хотят, чтобы их любили даже совсем незнакомые им люди".

-- Когда я сыграл в "Почтовом романе" лейтенанта Шмидта, мне это было очень близко. На киностудии Довженко у режиссера Евгения Матвеева это была первая роль в кино. Мне было 25 лет, а я играл 49-летнего. Естественно, после фильма -- поклонницы, безумное количество писем. Одна женщина из Средней Азии много и долго писала. Как-то в перерыве между репетициями "Бесприданницы" в Русской драме, где я играл Паратова, мы вышли пройтись по Пушкинской: на крыльце театра стоит женщина в огромной шляпе. Она стояла ко мне спиной, но я вдруг, как бы в шутку, сказал ребятам: "Это ко мне". И действительно, это она приехала повидаться со мной.

-- Герой "Почтового романа" соответствовал вашим внутренним устремлениям или вам приходилось себя ломать?

-- Я настолько привык к этому образу, что когда Матвеев сказал, что сняли последний план и можно разгримировываться, я, сняв усы, расчесав волосы в своей обычной манере, посмотрел в зеркало и вдруг ощутил, что на меня смотрят глаза незнакомого мне человека.

-- В Киеве у вас была популярность. Почему вы все бросили и уехали в перенасыщенную актерами Москву?

-- Меня пригласил Андрей Гончаров на две конкретные роли. И я, играя в Театре Леси Украинки, больше полугода специально прилетал в Москву на эти спектакли. В Москве трудно, но эти трудности чисто московские: намного больше театров -- выше становится и твоя личная планка.

-- Режиссер Андрей Гончаров -- человек непростой. Были с ним сложности?

-- Мне вообще интересно с "трудными". С "легкими" людьми хорошо чай пить. Но в какой-то момент мне стало неинтересно в театре. Я стал ходить туда как чиновник на работу. Творчество превратилось в конвейер. Тем более, были какие-то планы в режиссуре -- я же не ради второго диплома заканчивал режиссерский факультет. Другое дело, что я наивно поверил в перемены и подумал: "Теперь будет проще". И ушел из театра.

-- И не жалеете?

-- Нет. Я сделал довольно много интересных работ как актер и режиссер, пишу сценарии. Работал с Екатериной Максимовой, с Василием Лановым сделали "Оргию" Леси Украинки, с Табаковым поставил "Нахлебника" Тургенева. Делаю со Светиным и Дуровым убийственно смешную итальянскую комедию. Надеюсь показать ее и в Киеве.

-- Наверное, приходится заниматься не только творчеством, но и поиском средств?

-- Многие наши беды оттого, что мы сидим и ждем, что придут и все дадут. Знаете, как-то в "киевской" жизни был случай: потратив все имеющиеся деньги на "отмечание" чего-то, лежим в гримерной, смотрим в потолок и в шутку говорим: "Вот бы сейчас кто-то зашел и сказал: возьмите деньги!" Вдруг открывается дверь, и говорят: "Там деньги дают". И нам дали в кассе по 20 рублей. Это было чудо. Но в жизни такого чуда практически не бывает. Никто ничего просто так не даст. Хорошо еще, если не отнимут. Мне кажется, что множество разочарованных людей сегодня -- это из-за нашей инертности.

-- Какие еще из киноролей вам дороги?

-- Телефильм "Талант", снятый на киностудии Довженко режиссером Довганем. Меня вообще интересуют люди, которых называют чудаками. Были интересными работы в фильме Евгения Матвеева "Особо важное задание", в телефильме "Тропинины", в "Третьем измерении".

Когда-то мечтал сделать передачу "Спасибо, друг" -- рассказы о встречах с людьми, с которыми меня сводила судьба. Знаете, это как встреча в купе, как полустанок в жизни, который мы проскакиваем на ходу. Но для меня навсегда останутся памятными годы работы в Театре русской драмы, я многому научился у Михаила Резниковича, мне дороги киевское телевидение и радио, актеры театра Франко, Коля Мерзликин -- люди, с которыми было всегда интересно и часто непросто, но с которыми я шел по жизни.