1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №107 (608) за 08.07.2000

ПОСЛЕДНЯЯ ЗАТЯЖКА ПЕРЕД СМЕРТЬЮ?

"Налоговый кодекс -- награда или расплата?" Мы пригласили специалистов поучаствовать в дискуссии о документе, который на многие годы определит фискальную политику в стране. И вот -- "процесс пошел": наш первый спикер -- Александр Сухомлин, президент Ассоциации содействия обороту и производству алкогольных и табачных изделий.

-- Я хочу дать экспертную оценку лишь той части Налогового кодекса, которая касается системы акцизных сборов, ведь алкоголь и табак -- подакцизные группы товаров. Правительственный вариант, в подражание США, Японии и Канаде, предполагает установить единую ставку акциза и для дешевых, и для дорогих сигарет. Не спорю, система фиксированного акциза (со ставками, утвержденными на 5--10 лет, что при нашей инфляции -- вообще абсурд) удобна в использовании, но -- вредна для казны, а для производства -- убийственна.

Мы не Япония, живем не на острове. В сопредельных же нам странах Центральной и Восточной Европы действуют либо дифференцированные ставки акцизов на различные сорта сигарет, либо так называемые смешанные: минимальная постоянная составляющая для дешевых групп товаров плюс доплата -- для дорогих. В итоге, скажем, российские или молдавские сигареты без фильтра получаются намного дешевле украинских (особенно после того, как с 1-го июля у нас перестала действовать льготная ставка акциза на них). Я утверждаю, что такая акцизная политика создала предпосылки для широкомасштабной контрабанды: более дешевый товар в огромных количествах нелегально перетекает в нашу страну.

Статистика поражает. Официально в Украине в прошлом году потребление сигарет составило 50 млрд. штук, реально -- в полтора раза больше. Разница -- контрабанда. На днях по РТР прозвучала информация, мол, все, кто может, везут сигареты в Украину, на границе -- аврал, таможенники -- в панике. А на нашей границе -- все спокойно, официально ни единой пачки сигарет не завозится. И поток контрабанды в ближайшее время возрастет, о чем свидетельствует 25%-й с начала года рост производства сигарет в России и тот факт, что иностранные компании, получившие контроль над украинскими "табачками", почти повсеместно демонтировали и вывезли в Казахстан и ту же Россию оборудование для производства сигарет без фильтра. Разумеется, инофирмам все равно, где делать сигареты, для них гибель нашего производства (недавно закрылась Львовская фабрика, Черкасскую, возможно, ждет такая же участь) -- лишь устранение конкурента. А для нас? Для казны, наконец, которая потеряет не только акцизы с производителей, но и налоги с легальных торговцев?

Кстати, контрабандой торгуют не только пресловутые "бабушки", но и киоски, даже на главной площади страны. Между тем начальник налоговой милиции г-н Жвалюк распорядился не трогать мелких торговцев (что в целом правильно). Но кто-то же должен заниматься "бабушками" -- положим, участковые.

Сакраментальный вопрос: что делать? Нужно взяться наконец за формирование целостной государственной политики в нашей отрасли. Ассоциация выступила инициатором создания соответствующего экспертного совета, куда бы вошли "спецы", чиновники и депутаты. Но, представьте, почти во всех министерствах мы наткнулись на противодействие, там многие заинтересованы в сохранении такой ситуации, позволяющей защищать узковедомственные интересы. Парламентарии, напротив, понимают принципиальную необходимость этого шага, хотя точки зрения со многими из них у нас и не совпадают, но это -- нормально.

А пока наблюдаем странную картину: в наведении порядка в отрасли больше заинтересованы производители и легальные торговцы, чем госорганы. Но раз последним -- наплевать на производство и бюджет, нам скоро останется одно: официально добиваться разрешения торговать контрабандой.