1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №107 (608) за 08.07.2000

ДЕД АНДРЕЙ ОБЪЯВИЛ... РЕФЕРЕНДУМ

Вот уже несколько лет Андрей Кузьмич Конашук добивается возвращения своему родному селу на Волыни его старого названия -- Бык. В конце 60-х оно было переименовано в Ясное. Апогеем страстей стало проведение в селе референдума по этому поводу.

"НАДО НАРОДУ ДУХ ПОВЕРНУТЬ!"

Референдум Андрей Конашук проиграл. 56 -- "за", 63 -- "против". Но самое интересное, что он, заваривший эту кашу, голосовать... не пошел.

-- Мне не надо торговаться, есть свой принцип, -- говорит Андрей Кузьмич. -- Если оно мое -- никакого голоса. У истории нельзя спрашивать, хочешь ты ее или нет, нравится она тебе или нет. Она есть, и все тут! Говорят, что когда пойдут наши потомки в люди, то им стыдно будет признаться, что они из Быка. Но не стыдно ли будет нашим потомкам, что они не знают истории своих предков? Я председателю сказал так: как бы ни вышло, а наше село было Бык, есть Бык, и будет Бык.

Из-за такой сверхувлеченности своей идеей многие односельчане считают Андрея Конашука чудаком. Хотя и признают, что он хороший столяр (даже живет в своей мастерской). Но достаточно нескольких минут общения с ним, чтобы понять: он действительно великий мечтатель. Верьте не верьте, но о своих трудах, как и о хозяйстве, огороде, скотине, словом, обо всем том, что дает возможность выжить на селе и что должно бы, казалось, ему "болеть", он говорить отказался. И даже сработанная им скрипка, которую мы заприметили на стене в его хате-мастерской и о которой он обещал рассказать (да еще и сыграть), так и пролежала около четырех часов на траве. Просто для деда Андрея есть вещи более важные.

"Надо народу повернуть дух, идею!" -- убежден крестьянин. И возвращение селу бывшего названия , считает он, было бы первым шагом к этому. Андрей Конашук настроен решительно, но признался, что после того всего сильно "занепав", и уже не имеет такого чувства, такого "піднесення", как имел.

БЫК БЕЗ РОГОВ НИЧЕГО НЕ СТОИТ

Сначала он решил раз и навсегда выяснить -- почему Бык, откуда такое оригинальное название? Сам от прабабушки слышал и нам пересказал такую легенду. Были тут когда-то непроходимые места. И во времена крепостничества один человек потерял быков. Пошел их искать и нашел в здешних зарослях. И понял он, что здесь можно скрыться от пана, уйти из неволи. Забрал все свое, что имел, и поселился здесь. Со временем его нашли и сказали: "Упрямый, как бык". И если кто-то спрашивал "куда идешь?" -- "к Быку иду" отвечали. С того времени, с того человека, произошло село.

Есть и другая версия: соседнее село -- Головное, то есть главное, а Бык потому, что он сбоку от главного. Эту версию, по словам Андрея Кузьмича, предложил, записал и "пустил в историю" учитель из Головного, который занимался краеведением. (В местном диалекте украинского языка слово "бік" произносится приближенно к "бик". -- Авт.).

Окончательную ясность о происхождении названия должно было внести собрание, которое Андрей Кузьмич созвал на лугу возле креста, установленного в честь боровшихся за волю Украины. А до того он походил и поговорил с сельскими старожилами -- Йосыпом, Явдохой, Евгением, Теклей, Федором... "Чем больше свидетелей, тем больше силы!" -- размышлял он.

-- Собрались, -- вспоминает Андрей Конашук, -- и спрашиваю я Йосыпа: "Расскажи, откуда взялось наше село". Он рассказал, как я. Та-а-ак. Явдошка, рассказывай ты, как возникло наше село. Говорит так же, как Йосып. Евгений, а теперь ты. Тоже подтвердил. А дальше что же? Кто воспринял с охотцей, а кто безразлично. Тогда стал я и обратился ко всем со словом: "Село наше испокон веков называлось Бык. Пахали нашим быком пришельцы и с Востока, и с Запада. Пахали и "осмолили" его. А сегодня мы хотим поставить быка на ноги, чтобы он снова оброс шерстью, чтобы у него опять выросли рога, потому что без них бык ничего не стоит. В свое время у него были рога, и он никому не давал себя обидеть. Я хочу сделать нашего быка свободным, чтобы на нем никто не пахал, а название нашего села восстановить... Красивое оно или некрасивое -- оно наше. Наша и Украина, какой бы она ни была -- бедной или богатой. И наша обязанность ее беречь".

Андрей Конашук не уверен, что именно эти слова говорил тогда на собрании. Но никто, наверное, не сомневается, что умеет дед Андрей говорить красиво, и не одному нашему государственному мужу можно поучиться у него ораторскому искусству.

Когда Андрей Кузьмич закончил и спросил, кто за то, чтобы вернуть селу историческое название, ответом ему было... молчание. Тогда он стал к каждому подходить и спрашивать: " Ты как?" -- "Пусть будет Бык..." Так обошел всех. Противников нашлось немного.

НИЗАМ НАДО БЫ ПОМОЧЬ ПОДНЯТЬСЯ...

Итак, старт, как говорится, был дан. Но борьба за возвращение старого названия селу -- это лишь небольшая часть философии деда Андрея. Кто-то удачно назвал его парторгом национальной идеи, потому что он глубоко убежден: мы должны иметь основу. Основу эту он видит в национальной идее. А черпать ее надо из древнейших времен и передавать потомкам, "щоб воно не переривалося. Коли ж воно у нас перерветься -- буде недобре".

А возобновить прерванное -- для начала старое название села -- надо было юридически правильно. Заговорили о референдуме. Он в конце концов и состоялся. Но ему предшествовало еще не одно собрание. Уже с участием сельского председателя и даже заместителя председателя райгосадминистрации. И каждый раз выступал Андрей Кузьмич.

-- Но у людей запал уже прошел, -- с грустью говорит он. -- Приехал председатель и давай агитировать: и что оно вам даст, и зачем? Подумали: Андрей нам ничего не сделает, а председатель своей властью -- может. Даже те, которых надо бы назвать интеллигентами, сделались лишь исполнителями. Поговорили-поговорили и разошлись... Кому надо то название? Этому того не хватает, тому -- другого... Каждый только за себя. Но люди! Председатель сегодня тут, завтра -- там. А Андрей всегда с вами.

Сельский председатель Александр Филюк говорит, что с самого начала занял нейтральную позицию, и как подтверждение -- позаботился о референдуме, чтобы все было законно и справедливо. А Андрей Конашук референдума не хотел. Считал, что все можно решить и без него. В общем, Ясное осталось Ясным.

...Разговаривали мы с Андреем Кузьмичем долго. Слушать его интересно. Рассказывал он о годах войны, о современной жизни, искренне удивлялся, как можно идти на выборы и голосовать не сознательно, а "за кого скажут".

-- Так что, хлопцы, -- с надеждой в глазах спросил в конце Андрей Кузьмич, -- поможете? Надавили бы на верхних, чтоб они поновили наше село!

-- "Поновят", наверное, его только нижние, -- отвечали мы, -- те, что здесь живут.

-- Так, но те, что сверху нашкодили, убили движение нижних. Низам надо бы помочь подняться...