1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №112 (613) за 15.07.2000

ВОТ БЫ МЕДАЛИСТОВ ВЗЯТЬ И ОТМЕНИТЬ!

В этом году в нашей стране рекордное количество медалистов -- 34 400 человек. По словам ректора Киевского Национального универститета имени Тараса Шевченко, на дневную форму обучения в этот вуз подали документы 3 324 медалиста. Из них на первом экзамене "пятерки" получили всего около 12%, а 11,3 % отхватили "двойки". Что думает об этом и многом другом министр образования и науки Василий Кремень?.

О ЛИПОВОМ "ЗОЛОТЕ"

Если мы доживем до следующего учебного года, то отменим льготы для медалистов при поступлении в вузы. Мы сейчас имеем огромную армию медалистов, а среди них немало липовых. Если и дальше так пойдут дела, то простому смертному скоро можно будет и не подавать заявление в вуз. А ликвидировав эту льготу, мы созадим и более честную конкуренцию для всех в самой школе, без "гонки" родителей и детей за золотой медалью.

О САМОЙ ПРЕСТИЖНОЙ И НЕПРЕСТИЖНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Сейчас наивысший конкурс -- в Киевском Национальном университете имени Шевченко на специальность "переводчик с английского языка" -- 11,3 человека на место, а самый низкий -- в Таврийском нацуниверситете на специальность "физика" -- 1,2 человека на место. Самыми престижными оказались международное право, правоведение, филология (английский, немецкий, французский), социальная педагогика и практическая психология, экономика предприятий, экология, журналистика, учет и аудит, культурология. Почти не привлекает абитуриентов перспектива быть специалистами по русскому языку и литературе -- 1,5 человека на место в Львовском нацуниверситете им. И.Франко.

О ПЛАТНОМ ОБУЧЕНИИ

Соотношение в вузах среди тех, кто учится по госзаказу и тех, кто за деньги, -- приблизительно 60 на 40%. Сегодня высшее образование в мире перестает быть только подготовкой специалистов, например, для народного хозяйства, а становится все более обязательным в развитии личности. Скажем, в Испании на десять тысяч населения -- 540 студентов, у нас лишь 240. Поэтому я искренне приветствую тех, кто поступит в вузы, используя различные способы финансирования. Мы разрешили каждому ректору государственного вуза принять за оплату столько студентов, сколько для этого есть в этом учебном заведении условий: преподавателей, аудиторий. Разрешено даже арендовать помещения для учебы где угодно, например, в школах.

ОБ "ОМОЛОЖЕНИИ" ВУЗОВ

Результаты того или иного учебного заведения в значительной мере определяются деятельностью и личностью ректора. Поэтому на тех, у кого закончился контракт, смотрим очень внимательно и часто рекомендуем замены. Всегда ли 70-летний профессор будет читать лекции лучше, чем 30-летний ассистент? Нет и нет! А критериями, которые сегодня существуют, поставлено требование: вуз должен иметь определенное количество докторов, профессоров... У нас два вуза, где ректорам по 77 и 70 лет. Не всегда это плохо, нельзя ориентироваться только на возраст. Но, если все руководство вуза пожилого возраста, это может не очень хорошо влиять на работу учебного заведения. В некоторых вузах лежат трудовые книжки стариков, которые уже не только на лекции не ходят, но и из дому не выбираются.

О БЕЗРАБОТНЫХ С ДИПЛОМОМ

С одной стороны, у нас слишком много безработных дипломированных медиков. Но с другой -- вакантно 22 тысячи мест для этих специалистов, как правило, в селах и небольших городах. Часто говорят, что в нашей стране избыток правоведов. Это совсем не так. Во-первых, если сопоставить количество правоведов на 10 тысяч населения у нас и в США, то мы раз в 100 отстаем, во-вторых, когда говорят о правоведах, часто имеют в виду работников различных правоохранительных и других государственных служб. Но сегодня без правоведа невозможно развивать предпринимательство, даже маленькой коммерческой структуре не обойтись без юридического сопровождения. И чем оно профессиональнее, тем больше надежд на успех.

Еще скажу, нас вообще не должно интересовать, собирается или нет студент работать по специальности. Скажем, если педагог свои познания покажет на воспитании только собственных детей, то и этим он принесет большую пользу государству.

О КОМПЬЮТЕРАХ В ГЛУБИНКЕ И О НОВЫХ ЦЕНАХ НА УЧЕБНИКИ

Весьма прискорбно, что в большинстве сельских школ дети заканчивают обучение, никогда не видя компьютера. Надеюсь, правительство поддержит решение о выделении 46 млн. гривен для компьютеризации средних школ в селах и небольших городках. Эти средства позволят нам обеспечить техникой сразу тысячу школ. Правда, это немного, но все-таки.

На 1 июля мы получили на издание школьных учебников 50 млн. грн., а за весь прошлый на это было выделено 23 млн. грн. В результате учебники в новом учебном году будут дешевле.