1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №113 (614) за 18.07.2000

"НИКОГДА НЕ КУРИТЕ -- ЛУЧШЕ АЛКОГОЛЕМ БРАТЬ!"

Станислав Садальский -- не просто знаменитый актер ( "Место встречи изменить нельзя", "О бедном гусаре замолвите слово", "Вокзал для двоих", "Две стрелы", "Небеса обетованные" и др.), он -- знаменитый скандалист, редактор "желтой" "Экспресс-газеты", которая побила все рекорды по количеству судебных исков. Еще на слуху его знаменитый судебный процесс с Аллой Пугачевой.

Но журналистов, мягко говоря, не любит и предпочитает обсуждать прошлое, а не настоящее. Наверное, потому, что считает его интереснее. Возможно, он прав.

По крайней мере, он с большим юмором рассказывал мне об этом на Международном детском кинофестивале в Артеке, где ребята ходили за ним стадами, а Станислав Юрьевич здоровался с ними следующим образом: "Здравствуйте, молодые люди, впоследствии разбойники!.."

В качестве постскриптума к предисловию можно заметить, что приступы бешенства у нашего героя вызывает всякое упоминание его роли в знаменитой картине Станислава Говорухина, после которой к нему намертво приклеилось прозвище "Кирпич".

"НЕ НАДО СМЕЯТЬСЯ -- ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ!"

-- Родился я в селе Чкаловское в Чувашии. Так случилось, что в детстве у меня умерла мама и меня отдали в Воронежский интернат №2. Сколько я себя помню, я хотел быть артистом. Твердил, как заряденный: "Хочу быть артистом". Меня выгоняли из класса, унижали, говорили: "Двоечник!". Когда я закончил школу, учителя устроили банкет -- дескать, такого дурака мы еще не видели. Наконец, этот дурак Садальский уходит.

-- А вы как-то не смирились и сразу поехали в Москву "на артиста учиться"?

-- Да! Притом я был уверен, что все сразу дико обрадуются: "Ой, кто к нам приехал! Стасик Садальский! Давайте проходите, мы вас давно ждали!". Мне так никто не сказал. Больше того, ни в один из пяти театральных институтов Москвы меня не приняли, сказали, что таких артистов не бывает. У меня нижние зубы наползали на верхние (Показывает) Не надо смеяться, для меня это личная трагедия. Я очень удивился, узнав что прикус бывает разным и решил на следующий год поступать не в Москве, а в Ярославле -- в знаменитое театральное 5 училище имени Федора Волкова. Решил, что в Ярославле меня поймут. Фиг вам. В Ярославле мне тоже вежливо объяснили, что таких артистов не бывает. Зато на Ярославском моторном заводе мне сказали, что такими бывают разнорабочие.

-- Неужели пошли в разнорабочие?

-- Поначалу. Потом получил специальность токаря. И не потому что так уж люблю работать (это я как раз терпеть не могу), но оплата была сдельной и приходилось пахать. Старые рабочие меня за излишнее рвение материли, потому что мое систематические перевыполнение нормы снижало расценки. Но я молча размышлял:"Наплевать! Не получилось из меня артиста, буду выдающимся рабочим". В конце концов меня наградили значком "Ударник коммунистического труда", который впоследствие сыграл большую роль в перемене участи...

Я СКАЗАЛ АЛИСЕ ФРЕЙНДЛИХ: "У МЕНЯ ТАКОЙ ЖЕ СОБАЧИЙ ПРИКУС, КАК У ВАС"

-- Вот как? Расскажите.

-- Как-то раз я попал на одну вечеринку, где была замечательная девушка -- она курила, держалась чрезвычайно свободно. Я к ней подсел, начал кадрить, рассказывать какие-то немыслимые истории, но не произвел на барышню никакого впечатления. В конце концов я очень обиделся: "Не надо так грубо со мной говорить. У меня просто неправильный прикус, иначе я стал бы выдающимся артистом и ты бы радовалась и гордилась, что я рядом." Тогда она очень удивилась: "А при чем здесь прикус?" -- "Мне говорили, что артистов с таким прикусом не бывает!". И тут моя пассия начала прпосто идеваться надо мной:"Ты просто бездарный! В Ленинграде, например, есть актриса с таким прикусом и притом знаменитая". И назвала фамилию Алисы Фрейндлих, которая в те времена мне ничего не говорила.

-- Хотите сказать, что вы тот же час собрали вещички и поехали в Ленинград к Фрейндлих?

-- Вы догадливы. Я поехал в Ленинград, пришел в Театр Ленсовета и спросил "артистку по фамилии ФрейндЕх...". Вахтерша очень удивилась и объяснила: фамилия Алисы Бруновны Фрейндлих и она настолько знаменита, что об этом знают все, кроме меня. Потом я пошел на спектакли, увидел ее на сцене и влюбился. Дождался у входа... Но чтобы Алиса Бруновна сразу видела, с кем она общается, я сверху на пальто надел значок "Ударник коммунистического труда". Вообщем выдвинул я еще больше челюсть (чтоб сделать ей приятней), подошел: (Начитает шепелявить) "Здравствйте! Вы народная артистка Алиса Фрейндлих, а я ударник комтруда -- Стасик Садальский. Очень хочу быть артистом, но мне сказали, что таких артистов не бывает. У меня такой же собачий прикус, как у вас." Она посмотрела удивленно: "Почему "как у меня"? У вас больше" (Хохочет).

-- А после этого милого обмена любезностями рандеву продолжилось?

-- Представьте себе, она попросила меня что-нибудь прочесть. Алиса Бруновна говорит: "Ты веришь в себя?" -- "Да!" -- "Хочешь быть кем-нибудь, кроме артиста?" -- "Не хочу" -- "Тогда поезжай в Москву. Не получится в Москве, приезжай в Ленинград, что-нибудь придумаем".

(Внезапно засматривается на проходящую мимо курящую барышню, громко привлекает к себе внимание: "Ай-ай-ай! В детском лагере! Девушка, вы американка? Нет, ну скажите, вы американка?! Никогда не курите -- лучше алкоголем брать!" -- Авт.)

... Да, так о чем я?

-- О Фрейндлих.

-- Да, так вот: много лет спустя присутствовал на большом концерте Андрея Петрова. Фрейндлих пела песни из фильма "Служебный роман", а я -- из "О бедном гусаре замолвите слово". Потом подошел к ней и сказал: "Алиса, вы помните ту встречу в Ленинграде много лет назад?". Она честно призналась, что не помнит. Но я все равно ей всю жизнь премного благодарен за то, что она поддержала незнакомого ей человека, к тому же нахального. А после того давнего разговора с ней я поехал в Москву, в ГИТИС и поступил на курс Андровской. Эта замечательная актриса училась у Станиславского. Она-то и сказала: "Актеры бывают разные -- и толстые, и тонкие, и с неправильным прикусом. Главное, уметь свои недостатки превратить в достоинства".

"И ПОДОШЛА К НЕЙ ФАНТАСТИЧЕСКИ БЕЗДАРНАЯ ИРА МИРОШНИЧЕНКО..."

-- Расскажите об Андровской.

-- Когда мы поступили на курс, ей было 70 лет. Но ее нельзя было назвать старухой -- делала прическу, ходила на каблуках, следила за пяточками... А ей все говорили: "Ах, какой вы раньше были актрисой!" Действительно, она была потрясающая актриса...


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Андровская Ольга Николаевна с 1919 года работала во МХАТе. С большим изяществом, тонкой иронией сыграла в фильмах: "Медведь", "Человек в футляре", "Юбилей", "Накануне" и др. Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР за театральные работы.


Она действительно занималась в последние годы только преподавательской работой, но перед смертью пережила, как о ней написала Татьяна Тэсс, звездный час. Главный режиссер МХАТа поставил спектакль для мхатовских стариков -- Яншина, Грибова, Андровской, Прудкина, Станицина "Соло для часов с боем". И телевидение успело заснять его на пленку. Я присутствовал во время съемок спектакля и должен сказать, что это было одновременно прекрасное и страшное зрелище. Зал был битком забит, зрители в зале восхищались и умирали от смеха, глядя на игру Андровской. Там смеялись... А за кулисами -- собрались рабочие сцены, осветители, артисты, которые были не заняты -- и все плакали... Потому что знали: Андровскую в театр привезли из больницы, она была смертельно больна. На наших глазах она жила на сцене и умирала -- в полном смысле этого слова. И подошла к Андровской одна фантастически бездарная актриса...

-- И кто же эта "фантастическая" женщина?

-- Фантастически бездарная Ира Мирошниченко. Я говорю "фантастически", потому что масштабы ее бездарности не имеют границ. Зато всегда любила властям подпевать.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Мирошниченко Ирина Петровна работает в МХАТе с 1965 года после окончания школы-студии МХАТ. Снималась в фильмах "Их знали только в лицо", "Ошибка резидента", "Это сладкое слово -- свобода", "Дядя Ваня", "Вам и не снилось", "Старый Новый год" и др.

Среди ее характеристик в энциклопедии по кино есть и такая: "Ирине Мирошниченко присущи интеллигентность, сдержанность и сила характера..."


И вот эта "халда" подходит к Андровской вроде с таким добром: "Ольга Николаевна, зачем вы выходите на сцену? Поберегли бы себя...". И Ольга Николаевна ей сказала: "Я могу быть счастливой только, когда я на сцене". Вы смотрели этот спектакль?

-- Да, много раз.

-- Теперь вы будете знать, чего тогда стоила улыбка этой знаменитой и великой Актрисы.

P.S. Все остальное Станислав Юрьевич обсуждать решительно отказался. Зато предложил выпить за здоровье его подруги Зинаиды Кириенко, которая на следующий день собиралась отмечать свой день рожденья. И хотя Садальский в интервью утверждает, что пьет только водку, а Зинаида Михайловна кокетливо предупреждала, что "заранее нельзя", оба эти обстоятельства не помешали сильно не любящему журналистов Станиславу Юрьевичу принять на грудь коньяка "за Зиночку". Что значит -- вкус к жизни!