1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №114 (615) за 19.07.2000

ЮРИЙ ЭНТИН: "НА МОЕЙ СВАДЬБЕ БЫЛО ДВА ЧЕЛОВЕКА ГОСТЕЙ"

Юрий Энтин -- кинодраматург, автор песен более, чем к ста фильмам, в том числе и к знаменитым "Бременским музыкантам". Лауреат премии "Золотой Остап". Этой наградой он особенно дорожит, так как считает, что нет более высокого звания, чем "остроумный человек".

Будучи на недавнем Международном кинофестивале в "Артеке", он умудрялся срывать больше всех аплодисментов и восхищенных детских взглядов. Иногда казалось, что поэт пребывает с ними в одном возрасте. "Будьте, как дети -- и вам откроется истина"

В свои 65 лет Юрий Сергеевич до сих пор находится в отличной спортивной и творческой форме. В новой серии "Бременских музыкантов" (она так и называется -- "Новые бременские") песни Геннадия Гладкова на стихи Юрия Энтина спели Ефим Шифрин, Михаил Боярский, Любовь Полищук, Филипп Киркоров, Алексей Петренко, Лариса Голубкина и другие -- и все в один голос твердят, что почли это за честь. Не зря его друг и учитель, поэт Борис Заходер написал как-то Энтину следующее посвящение: "Энтин -- он Энтиллигентен. Энтин Энтиресен Энтим".

ПОСЛЕ ЗАПИСИ КИРКОРОВ СКАЗАЛ: "А НЕ ЗАДЕЛАТЬ ЛИ МНЕ СЫНА?"

-- Юрий Сергеевич, а правда ли, что вы с Гладковым даже не собирались приглашать в этот проект Киркорова -- Трубадура-старшего должен был спеть Александр Градский?

-- Да, это правда. Дело в том, что Градский по поколению, а значит, и по многим творческим параметрам, нам казался как-то ближе. А Филипп -- человек другой формации. Когда стало известно, что будет пробоваться Филипп, мы даже поначалу хотели какой-то скандал учинить, чтобы Киркоров ушел. Но когда он спел -- а это песня о сыне -- оказалось, что все здорово. Он и сам по особому прочувствовал тему, потому что сказал после записи (вышел с влажными глазами!): "Вот пел и думал: сына что ль заделать?". Это было трогательное и чистое пение.

-- Филиппа вы не знали до этой работы, но с Аллой Борисовной по-моему знакомы много лет?

-- Да, мы познакомились тысячу лет назад -- когда ей было 17 лет. Всегда были дружны, да и песен моих она много пела -- с десяток, если память не подводит.

-- Вы во все времена были очень успешны. Старались хоть в какой-то мере следовать конъюнктуре?

-- Знаете, у меня другая установка -- всегда покорно следовать за провидением и собственным предназначением. И сейчас тоже, хотя вроде бы взрослый мальчик -- через день мне исполнится 65. Пишу, что чувствую -- вот и все. Так спокойнее.

-- Вы -- максималист?

-- В общем-то да... Если речь о бытовых вещах. В творчестве я не кривил душой, но говорили мы все равно иносказательно. В первых "Бременских" были строки, из-за которых пластинка задержалась на 9 месяцев (можно было ребенка выносить!): "Величество должны мы уберечь от всяческих ему не нужных встреч...". Вообще я пережил массу запрещений, в том числе и детских песен. Не поверите, но под запретом были даже "Чунга-Чанга" и "Лесной олень".

-- Почему?!

-- Потому что их первая исполнительница Лида Ведищева эмигрировала и, таким образом, оказалась в стане врагов народа.

-- И все-таки у поэтов в этой стране всегда были очень разные судьбы. Ваша -- не самая неблагополучная. Если учесть вашу популярность, количество исполненных песен и изданных пластинок, то вы были во все времена достаточно обласканы...

-- Не согласен по части "обласканности". У меня никогда не было ни одной награды, никогда никуда не ездил за счет государства, не имел от него квартиру. И я не просил. Отчасти -- полусознательно.

-- Но тогда даже возможность работать была великим благом и верным признаком лояльности властей...

-- Все относительно... Более того, я даже не член Союза писателей и не член ВТО (Всероссийское театральное общество. -- Авт.), хотя сейчас в Москве в разных театрах идет 7 моих пьес. В Союз кинематографистов меня приняли без меня -- за фильм "Мама". Был такой советско-французкий фильм с Людмилой Гурченко и Мишей Боярским, если вы помните. За этот фильм я получил премию на одном из московских кинофестивалей, но меня туда даже не пригласили -- во время вручения я сидел дома. Меня вообще редко куда-либо приглашали... Другое дело, что я всегда был обласкан режиссерами и работал с потрясающими художниками -- два фильма с Леонидом Гайдаем, с Данелия. Особенно мне повезло в мультипликации. Писал песни даже для "Ну, погоди!"-- "Расскажи, Снегурочка, где была!" пел весь Советский Союз.

-- Неужели никогда не хотелось дружить с сильными мира сего?

-- Наверное, я очень осторожный человек и просто опасался...

-- "Храни нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь"?

-- Что-то в этом роде... Хотя, даже в те времена меня приглашали домой дети членов Политбюро... Впрочем, один мой друг общается с многими правительственными чиновниками (Евгением Примаковым, например), поэтому я встречаюсь с ними у него на днях рождений.

"НОВЫЕ ВРЕМЕНА -- НОВЫЕ ПЕСНИ"

-- Как вы думаете, почему в последние годы произошла такая "текстовая катастрофа" в эстрадной песне?

-- Новые времена -- новые песни. Обратите внимание, детская песня вообще исчезла -- нет заказчика. Так же, впрочем, как и детское кино. Появилась попса худшего образца, которая практически без остатка заполонила рынок. Нынче "исполнитель" сам сочиняет песни: во-первых, это значительно дешевле, чем заплатить профессионалу, во-вторых, можно написать "под себя". Приведу пример, связанный с человеком отнюдь не бездарным. Игорь Николаев поначалу писал песни для других исполнителей. Начинал с замечательных песен -- "Айсберг" для Аллы Пугачевой, "На недельку до второго" для Игоря Скляра, для Юрия Никулина написал потрясающую песню "Теплушка." А потом вдруг он начал писать для себя. И исчезло очарование, появились очень средние песни.

-- Для каких исполнителей хотелось бы написать вам?

-- Знаете, в этом смысле у меня невероятно странные пристрастия... Вы не поверите, но мне нравится Алла Борисовна Пугачева и теперь уже Филипп Бедросович Киркоров.

-- Действительно, неожиданное заявление...

-- (Смеется.) Но это правда. Пугачеву я всегда считал блестящей актрисой, обладающей и лирическим, и эксцентрическим талантом. Мне очень жаль, что она не сотрудничает с такими мастерами, как Рыбников, Крылатов, Гладков. Потому что лучшие ее песни все же связаны с профессионалом -- композитором Марком Минковым ("Не отрекаются любя", "Эти летние дожди", "Монолог") -- все это были блестящие композиции. Потом, конечно, тоже были удачи, но уже временные и не такого высокого уровня. О Филиппе я уже говорил. У него тоже проблемы с репертуаром. (Иронично). Мне очень нравится "Зайка моя" -- все это мило и остроумно -- но в принципе я бы написал смешнее. Послушайте его песню: "Медсестра по глазки в какой-то там повязке..." "По глазки..." -- это же невозможно спеть. Я долго не понимал ни одного слова в тексте. Почему они не обращаются к профессионалам -- для меня загадка.

-- И не только они...

-- Недавно Владимир Шаинский рассказал мне, что написал песню и очень хотел отдать ее Алене Апиной. Но певица даже не приняла его. Он так и не смог к ней пробиться... А я когда-то сочинил сказку "Багдадский вор" и пригласил Игоря Николаева написать музыку, но Игорь (уже тогда, когда им были написаны только три песни!) не пожелал даже со мной разговаривать -- дескать, у меня есть свои авторы.

"ПОЭТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕНАТ ОДИН РАЗ"

-- Любите ли вы застолья?

-- Ой нет, терпеть не могу. Вплоть до того, что на моей свадьбе было два человека гостей -- Геннадий Гладков и Василий Ливанов. Я настолько не люблю застолья, что даже здесь, в Артеке, не пришел на день рождения Зины Кириенко, хотя отношусь к ней с большим уважением. Что делать, -- я не пошел на свадьбу к собственной дочери...

-- Знаете, уже тут в "Артеке" мне кто-то из журналистов сказал, будто вы с сожалением высказались о том, что были всего один раз женаты...

-- Ну, во-первых, это неправда -- поэт не может быть женат один раз. Первый раз я женился в студенческие годы и у меня есть дочь от первого брака. Моя вторая жена была редактором на фирме "Мелодия", там мы и познакомились. Должен сказать, что мои жены дружат и даже иногда встречаются без меня.

-- Вы когда-нибудь посвящали ей стихи?

-- Когда-то я написал ей на 8 Марта такие стихи:
"Дарить французкие духи
удел мещан убогих--
я подарю тебе стихи,
чем выделюсь из многих.
Я не какой-то инженер
и не артист несчастный.
Поэт -- он может, например,
струить эфир неясный.
И я струю его, струю,
бежит за строчкой строчка.
Тебе дарю любовь свою --
бери ее и точка".
Потом, правда, был творческий вечер Ахеджаковой, и я для красного словца наврал -- сказал, что эти стихи посвятил Лие. Жена даже обиделась.Тем более, что до этого посвятил Ахеджаковой много других стихотворений...

-- Способны ли вы на безумные поступки?

-- Любой человек, который пишет не прозу, а стихи, сумасшедший. Все поэты страшные эгоисты и немножко шизофреники.