1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №116 (617) за 21.07.2000

"ПАРАЛИЗУЮЩИЙ" НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

Вполне вероятно, что через полгода нас "осчастливят" новым налогом -- на недвижимость. Соответствующие положения уже сформулированы в Налоговом кодексе, принятом парламентом в первом чтении. Если народные избранники утвердят очередной побор, все мы станем немного (а может, и намного) беднее. Сомнительно, впрочем, что государство при этом станет хоть чуточку богаче.

...А ДЕКАБРИСТЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДНЫХ!

В Верховной Раде, кроме Кодекса, "гуляет" еще три законопроекта, каждый из которых предусматривает введение нового налога. Прогнозы неутешитительны: скорее всего, налог на недвижимость таки введут. Депутаты даже не спорят, быть ли новшеству -- дискуссии идут лишь о размере ставки налога и о том, кто и как его будет платить.

Итак, налоговый пресс, о необходимости уменьшения которого говорят все, кому не лень, на самом деле еще усилится. Новая подать охватит всех поголовно, ведь практически у каждой семьи есть хоть какое-то имущество: квартира, дом, дача или просто клочок земли.

Поистине, эта тема была достойна так называемых общественных слушаний, каковые и организовал Институт реформ, возглавляемый народным депутатом Виктором Пинзеником. "Так называемыми" слушания получились оттого, что их проигнорировали основные потенциальные участники -- высокопоставленные чиновники из Кабмина, Минфина, Минэкономики, Фонда госимущества и пр., тем самым еще раз продемонстрировав степень "служения" своему доведенному до нищеты народу. Явилась только женщина, занимающая не шибко высокий пост в Государственной налоговой администрации. А вот простых граждан (или "маленьких украинцев" -- кому как нравится) и вовсе не приглашали.

Сам г-н Пинзеник припозднился почти на полчаса -- понятно, все собравшиеся его терпеливо ждали; еще через двадцать минут он покинул собрание. Бывший вице-премьер по вопросам экономики, по слухам, снова метящий в правительство, наверное, сам того не желая, дал понять, что занят куда более важными делами, чем общественные слушания, организованные его же институтом. Не будучи столь занятыми людьми, мы решили вникнуть в тему.

Проект Налогового кодекса предусматривает, что платить новый сбор будут все, кто имеет дома, квартиры, дачи, гаражи, садовые домики, сараи. Плательщиками будут также владельцы земельных участков и землепользователи. При этом недвижимость будет облагаться по бешеным ставкам -- от 1 до 2 процентов ее стоимости. К примеру, если средняя киевская семья имеет среднюю же трехкомнатную квартиру, оцененную в сто тысяч грн. (около $18 тыс.), она будет вынуждена ежегодно выкладывать неизвестно за что от 1000 до 2000 гривен! И ведь это не налог на излишества -- роскошные особняки или загородные виллы, а, в большинстве своем, на убогое "совковое" жилье, давным-давно оплаченное трудом жильцов и дающее им едва ли не биологический минимум удобств. А если семья, к своему несчастью, живет в центре и ее "метры" оценят дороже? А если к тому же владеет "фазендой" в сотне кэмэ от города, украшенной сарайчиком для хозинвентаря?..

Кстати, в регионах стоимость строительства примерно такая же, как в столице. А значит, по тысяче "кровных" будет причитаться и с жителей райцентров, для которых это -- нередко годовая зарплата! Примечательно, что кого-либо освобождать от налога на недвижимость не предусматривается.

Получается парадоксальная ситуация: семьям, не имеющим возможности рассчитаться с ЖЭКом за коммунальные услуги, назначают субсидии, однако от уплаты тяжелого "оброка" не освобождают. Или правительство придумает субсидию и на новый налог? В любом случае такая политика ведет к обнищанию "середняков", заставляет их отказываться от "лишней" собственности и косвенно поощряет самых бедных, с которых все равно нечего взять. Напрашивается вывод: все -- в ряды неимущей бедноты!

ДОРОГАЯ МОЯ ЗЕМЛИЦА

Теперь -- о ставках на землю. Жители сел с численностью населения до 200 человек будут платить 3,6 копейки за квадратный метр (за "сотку" -- 3,6 грн.). Живущие в селах с населением до 1000 человек чудесным образом должны быть в полтора раза богаче и "отстегивать" уже по 5 коп. Ну а если судьба забросила вас в город-миллионник, примите наши соболезнования: налоговая скачает с вас по полтиннику за "квадрат". И это без учета всевозможных "повышающих коэффициентов"!

Есть и еще один аспект. Одно дело, если недвижимость приносит прибыль (подсчитано, что нормально работающая украинская АЭС может ежедневно "давать" $1 миллион). В этом случае новый налог оправдан. Но почему нужно платить и тогда, когда строения никакого дохода не приносят, а даже совсем наоборот -- их содержание влетает в копеечку? Доктор экономических наук В. Пинзеник объяснил это просто: "Налоги выполняют прежде всего фискальную функцию. Любой налог вводится для того, чтобы наполнить бюджет. Здесь ничего нового придумывать не надо. Такой налог есть во всех цивилизованных странах..."

Неубедительное объяснение, господин депутат. В цивилизованных странах -- да, есть. Но, положим, не такой: в небедной Германии ставка налога на недвижимость -- полпроцента. Почему при этом не учитывается, что там пособие по безработице в десятки раз превышает нашу среднюю зарплату? И почему, если мы хотим стать цивилизованной страной, мы начинаем не с эффективной борьбы с коррупцией, не с уборки мусора в общественных местах, а с введения все новых поборов?

В таком случае, господа из парламента и правительства, может, вы рассмотрите возможность введения налога на воздух? Или акциза на воду? Бюджет-то (и прежде всего -- чиновничьи карманы) чем-то нужно наполнять...