1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №118 (619) за 25.07.2000

"У НАС НИКТО НИКОМУ НЕ ОТКАЗЫВАЕТ, НО И ДЕНЕГ НЕ ДАЕТ!"

В редакцию "СЕГОДНЯ" Николай Мозговой приехал из Министерства культуры и искусств. Он очень надеялся на встречу с Богданом Ступкой, но ни министр, ни его помощники не смогли помочь директору Международного фестиваля "Море друзей": он не откроется, как планировалось, 26 июля. Фестиваль перенесли на сентябрь.

"ЕСЛИ БЫ НЕ КОНКУРС ИМЕНИ ИВАСЮКА, У НАС НЕ БЫЛО БЫ НИ ПОВАЛИЙ, НИ ПОНОМАРЕВА"

-- Наша встреча с министром культуры продолжалась битый час. Я уехал несолоно хлебавши. Мне же еще сказали, что я в чем-то виноват. Ступка делает вид, что он не в материале, я понимаю: ему некогда между спектаклями. Наверное, они решили, что Мозговой хочет погулять в Крыму -- да гори он синим огнем! На Днепре намного приятнее. Если бы хотя бы месяц назад я получил отказ! Но попасть на прием к министру я смог только сейчас. Звонил каждый день, а мне отвечали: "Его нет, он в командировке, у него люди". А я кто? Смета фестиваля -- где-то около миллиона, просил я 300 тыс. А сам надеялся: хотя бы 200 тыс. дали! И вдруг слышу: "Ну ви жа там щось назбирали вже?" -- Они не понимают, для чего пишется завышенная смета: чтобы хоть что-нибудь дали! Самое интересное, что в нашей стране никто никому ни в чем не отказывает, но и денег не дает.

И не надо искать виновного. Просто при смене руководства в министерстве оказалось, что фестиваль, который всегда был в плане мероприятий, вдруг выпал из него. Все происходит так потому, что люди, пришедшие к руководству культурой, ею не интересуются. А их много! В каждой рай-, гор-, обладминистрации есть люди, отвечающие за культуру. Представляете себе эту огромную армию управленческого аппарата, руководящего нашей культурой! Но в стране нет ни одной организации, которая занималась бы гастрольно-концертной деятельностью. Когда был Укрконцерт, в его штате были артисты эстрады различных направлений и жанров: цирк и разговорники, конферансье, певцы и музыканты. Если вы спросите у директора эстрадно-циркового колледжа, куда идут его выпускники, он не ответит. Об институте молодого специалиста и гарантированной оплате труда, тем более, предоставлении жилья речи уже нет. Повалий, Билык, создали свои собственные предприятия, есть Театр Зиброва -- честь и хвала! И никакого общения, тусоваться негде. "Таврийские игры" не всех приглашают, репертуарная политика неуправляема, и выходит, что за деньги может петь, сниматься и записываться кто угодно!

-- Возможно, стоит проводить конкурсы на коммерческой основе?

-- Ох, ну каким же макаром я бы нашел тогда такие таланты! Как могла бы родиться Повалий (которая, может быть, сейчас и не смотрит в мою сторону -- ну и не надо! кисло в борщ!) Но факт состоялся: в 93-м ей было уже почти 30, и если бы тогда она не получила Гран-при на конкурсе им.Ивасюка, ее бы сейчас не было. Не было бы второго конкурса -- не было бы Пономарева.

Ведь тогда не было другого такого форума, такой тусовки, засвечивающей украинских артистов на ТВ! На "Таврийских играх" выпивают много пива, стучат мячиком, десяток красивых девочек пройдутся по подиуму, потом они получат понос на корабле, купаться там негде -- это же клоака всеукраинская. А потом они говорят, как хорошо там отдыхать: на теплоходе "река -- море" бассейн -- как полстола этого: 20 человек смотрят, как один купается! Я не против этих "бала-бала", но вы только посмотрите, как там зритель сидит! А солнышко-то какое!

-- А "Червона рута"?

-- Что там получают лауреаты? Бумажку? Это -- "велика подяка". А на конкурсе им. Ивасюка Марина Одольская получила $5000, которые потратила на клипы, наряды, репертуар. Потом она заключила договор с "Территорией А", откуда теперь мечтает удрать. Повалий получила здесь пять тысяч, потом поехала в Витебск и там получила десять. А? Какое начало? А ведь им с Лихутой нечем было прикрыть одно место.

-- Николай Петрович, люди старшего поколения помнят вас -- народного артиста Украины, прославившегося своей песней "Край, мій рідний край", младшая генерация знает вас уже как руководителя конкурсов им.Ивасюка и "Ялта-2000". Но есть и такие, для кого самое интересное в вашей деятельности -- непримиримая борьба за чистоту рядов и честную работу на украинской эстраде.

-- Все в жизни закономерно: на смену старому приходит новое поколение в эстраде. Конечно, те, кто запомнили меня, тоже постарели, а у молодежи другие взгляды и вкусы. Но пока продолжаешь писать и жить творчески, хочется высказываться. Возможно, не так часто, как раньше -- сегодня все упирается даже не в отсутствие информации, а в такую банальную прозу: деньги. Наверное, я повторюсь, но при огромном желании сразу и много заработать на культуре нынешние руководители, окрестившие данную отрасль шоу-бизнесом, хотят нарезать пирог большими кусками.

Аппетиты у этих структур -- Дворца "Украина" и ему подобных -- огромные. А ведь от них зависит узнаваемость артистов. Сегодня не только преуспевающие исполнители не могут работать на этих "подмостках", но и конечно, молодежь. И не я один говорю о том, что у нас никакого шоу-бизнеса нет. Это все -- обман, поскольку из его составляющих выпало одно звено -- гастрольно-концертная деятельность. А люди, которые руководят процессом, видимо, не понимают, что эта ситуация ежедневно губит Украину, и если уж по пафосу -- ее творческий генофонд. У нас не только Мозгового не слушают в последнее время! Мы привыкли слышать удивительных музыкантов в трубе (подземный переход на Майдане незалежности), где концертировал и Завадский, и масса талантливых скрипачей и кларнетистов. Когда начинаешь анализировать все это, приходишь к выводу, что лучше вообще об этом не думать!

"ДЕПУТАТЫ ОТ ИСКУССТВА НЕ ГОВОРЯТ О НЕМ С ТРИБУНЫ"

-- Но может быть, это и к лучшему, что никто не руководит нашими артистами? И почему у плохих российских певцов аншлаги: выходит, деньги на билеты все-таки есть?

-- Это наш менталитет, а чужие деньги меня не интересуют. Да и кто идет на эти концерты? Учителя? Меня просто умиляет, когда все дружно идут на концерт Аллегровой, а потом плюются и уходят, говоря: "Тьфу, какая гадость! Фанера!" 10 концертов Киркорова прошли при 40%-ной реализации билетов. Остальная публика заходила, чтобы маэстро не обиделся. Это тоже говорит о том, что интерес падает. На такие дорогостоящие концерты идут те, у кого есть деньги, а в нашей стране это не является нормой. Откуда у человека, получающего зарплату в 150 грн., $100 на билет? Это нереально.

Согласен, есть концерты, которые проходят при полных залах, но что поют люди, возвращаясь домой, или под рюмочку? Совсем не песни из репертуара Аллегровой, а скорее народные песни. Мы -- одна из немногих стран, где люди еще их поют.

-- А если министром станет человек, прекрасно разбирающийся в эстраде, что изменится?

-- Я говорю со своей позиции, не представляя структуру, которая могла бы вести репертуарную политику и т.д. А ее игнорировать нельзя. Ведь у вашей газеты есть свое лицо, своя позиция и, наверное, в ней нельзя напечатать что угодно!

-- С одной стороны. А с другой -- мы не зависим ни от Комитета по информации, ни от Союза журналистов.

-- Почему возник конфликт во Львове? Только потому, что возник "высосанный из пальца русский вопрос". Если бы политики работали в этом направлении, не было бы никакого бума вокруг смерти Билозира, не было бы никакого подтекста. Когда такое было, чтобы люди выпили и стали препираться: "Припиніть співати бендерівські пісні!" -- "А ви припиніть співати свої!"

"ГРУСТНО ЖИТЬ В ГОСУДАРСТВЕ, КОТОРОЕ ТЕБЯ НЕ ПОНИМАЕТ!"

-- Николай Петрович, как по-вашему, есть среди нашей эстрадной молодежи такие артисты, которые при соответствующей раскрутке могли бы стать настоящими звездами?

-- Они были, есть и будут. Сегодня те же Ротару, Зинкевич и Бобул ничуть не хуже, чем их коллеги в Германии, Франции, Италии. Поют они лучше. Но страна наша всегда была невнимательна, ей было наплевать на своих ярких артистов. Они выкарабкивались сами, старались все делать "самотужки", поэтому и опозорились в свое время Пугачева и Киркоров на Евровидении. А надо было бы, чтобы процесс был систематизирован, как у нас было всегда с оперой, балетом и хорами.

Вот захотело государство коммунистическое заработать деньги -- и задумалось, как это сделать? Ваш покорный слуга был заместителем директора Укрконцерта по вопросам международной гастрольной деятельности. Нормально получили беспроцентный кредит в банке "Відродження": его тогдашний руководитель Скопенко посмотрел, что договор заключен грамотно, и рискнул. Нам выдали $300 тыс. на проведение гастролей Ансамбля им. Вирского, армейского ансамбля, "Классического балета" Ковтуна и спектаклей оперного театра, и мы все это дело провели в самом сердце Парижа в Пале де Конгресс, заработали на этом, вернули кредит, а на оставшиеся деньги продолжали вывозить коллективы.

Если бы сегодня кто-то понял, что именно в этом и есть шоу-бизнес, они бы себе на потеху тоже могли бы хорошо заработать. Но ведь у нас никому до этого нет дела! В Верховном Совете депутаты от искусства, видимо, находятся лишь только для того, чтобы получать зарплату. Я никогда не слыхал, чтобы господа Заклунная, Гнатюк или кто-нибудь еще встал и начал с трибуны говорить об искусстве или "за искусство", как другие говорят "за энергию".

-- Неужели украинская делегация из 370 человек ездила в Витебск на "Славянский базар" за свой счет?

-- Это вообще спорный вопрос, нужно ли было это делать. Потому что, по отзывам, Витебск покорили 13-14 номеров в исполнении оперных певцов. А что делали там дети? Кстати, у нас вышел закон о запрете детского труда. Теперь никуда на гастроли наши дети ездить не смогут.

-- Николай Петрович, как развиваются ваши отношения с руководством Дворца "Украина"?

-- Какие могут быть отношения! Суд постановил, что я должен оплатить аренду. А где я могу взять деньги, если мне их не дали? В нашем уставе есть пункт о гастрольно-концертной деятельности, но ведь ее нет. Не ходит народ на наших артистов! Собрать зал сегодня можно -- на шару придут. А вот билет купить -- другое дело. Даже дешевый билет -- это просто пригласительный с просьбой "дайте на чай". Потому что стоимость аренды такова, что если бы наш гражданин купил билет по реальной цене, после этого он должен бы был полгода просто сосать лапу.

-- Правда ли, что вам пришлось лишиться квартиры?

-- Да. Три года тому назад я ее лишился, потому что влез в долги из-за конкурса. А люди, которые дают в долг, просто включают счетчик. Их не волнует моральный аспект значения конкурса. Так произошло. Грустно жить в таком государстве, которое тебя не понимает. Не могу понять, почему ни один человек -- ни министр, никто другой -- не спросит: "Как ты живешь?" Никого не интересует, за счет чего мы живем, чем дышит театр, что он делает? Никому до этого нет дела: живите, как хотите! Наши артисты -- черт-те где!

Вопросы задавали:
Олег НЫПАДЫМКА, Наталья ВЛАЩЕНКО,
Владимир ЗАМАНСКИЙ, Анна ХОМЕНКО,
Лана РОКСИ, Виктория МУРАТОВА


(Продолжение следует)