1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №119 (620) за 26.07.2000

ЦВЕТОК ЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ

По внешнему виду буровые долота больше всего напоминают полураскрывшиеся лиловые тюльпаны. Но именно эти "цветочки" "прогрызают" километры земной коры, чтобы люди в ее толще нашли полезные ископаемые.

Геологи говорят, что нефть и газ находятся на кончике долота. И без них не видать Украине ни собственной нефти и газа, ни современного горно-рудного комплекса.

Помнится, в прошлом году Фонд госимущества отрапортовал, что продал на конкурсе контрольный пакет акций ОАО "Дрогобычский долотный завод" (одного из трех профильных предприятий в СНГ). Но радость сменилась недоумением и горечью, когда оказалось, что новые собственники не выполняют свои инвестобязательства. Да и вообще, мало что смыслят в этом специфическом секторе рынка. Как следствие -- конфликт с коллективом, усугубившийся спад производства, суды-пересуды... Но вот проскочила информация, что эти "калифы на час" поступились контрольным пакетом акций "Волгабурмашу" -- самарскому предприятию, входящему в мировую шестерку крупнейших производителей долот. Естественно, возник живой интерес к новому инвестору.

В кабинете академика Российской академии наук, президента ОАО "Волгабурмаш" Андрея Ищука -- ворох периодики по нефти и газу, деловых изданий.

-- Мы постоянно отслеживаем мировую конъюнктуру на рынке энергоносителей и прогнозируем ее динамику, -- улыбается, протягивая руку для приветствия, Андрей Георгиевич. -- Без этого сегодня невозможно конкурировать с грандами бурового машиностроения.

-- Но после развала Союза и вы пережили кризис, подобный тому, в котором оказался сейчас Дрогобычский долотный?

-- Мы, команда молодых менеджеров, пришли сюда в 94-м, когда "Волгабурмаш" только приватизировался. Собственно, для меня это было "второе пришествие": после окончания Самарского политеха я долгое время работал здесь технологом (кстати, многие на заводе считали своим долгом сообщить мне о высочайшем профессинализме своего руководителя. -- М. Р.). Затем занялся бизнесом. Наконец, вернулся на родное предприятие, чтобы поднять его. И застал плачевную картину: трехдневная рабочая неделя, 1200 долот в месяц (сейчас производят в 7 раз больше), средняя зарплата -- $20 (против нынешних $100) с "отсрочкой выплаты" в 4 месяца. Шла деградация: добросовестная часть коллектива жила рыбалкой и грибами, недобросовестная разворовывала то, что плохо лежит. А плохо лежало все -- долота валялись по всей территории.

Первым делом построили склад, собрали туда все долота. Закрыли старое, убыточное производство, не востребованное рынком. Поэтому пришлось сократить коллектив с 6,5 до 3,2 тысячи. Но условия были жесткие: или "они" -- нас, или мы -- "их".

-- "Они" -- это инофирмы -- конкуренты?

-- Американские долотные фирмы, "законодатели моды" в этом секторе промышленности, на тот момент захватили 54% российского рынка. Для сравнения, сегодня "Волгабурмаш" контролирует 92% внутреннего рынка.

-- Что вы противопоставили иностранцам?

-- Агрессивную маркетинговую политику, разработку новых типов долот, не уступающих лучшим мировым образцам: здесь во времена СССР было единственное в стране специализированное КБ, и мы эти "мозги" не только сохранили, но и обновили. Теперь у нас -- полностью автоматизированное проектирование: самые современные компьютеры, графопостроители, ксероксы, оптико-волоконная связь, Интернет. Исправили ошибки старого руководства, ожидавшего возвращения госзаказа, пришли на уровне представительств и фирм--партнеров в те страны, где высок спрос на наши изделия. Сегодня у нас есть пакеты заказов из Туркменистана, Сирии, Австралии, ЮАР, Чили, Болгарии.

Для такого прорыва на мировой рынок два года внедряли новые системы управления качеством, потребовавшие серьезных денежных вложений, международного аудита. Но наконец получили важнейший документ -- сертификат Американского института нефти и престижный европейский сертификат качества ISO--9002. Потому что, если нет этих "паспортов", мировой рынок говорит вам "до свидания". И Дрогобычскому заводу тоже нужны будут такие сертификаты.

-- Что сегодня представляет собой "Волгабурмаш" в техническом плане, укомплектованности кадрами?

-- Основа производства -- немецкое оборудование, закупленное в 1982 году. Часть машин -- швейцарские, итальянские. А наша гордость -- "сегодняшняя" американская линия от "Дженерал электрик" для изготовления твердосплавных зубков, которыми долото "прогрызает" твердые породы. Подобной нет в СНГ. До конца года проведем первый этап "мини-реконструкции", вложим в реновацию $7--8 млн. Технологии развиваются бешеными темпами, и чтобы остаться в списке лидеров, надо постоянно перевооружаться, причем комплексно, а не по одному--два станка.

Но самый большой капитал в нашем специфическом производстве -- не "железо", а люди. Предприятия "оборонки" попытались делать долота -- ничего не вышло. А дай им наших спецов -- пошло бы дело. Да кто же даст! Мы своих профи ценим, молодых специалистов после института в Америке "шлифуем", да и рабочих уже обучаем в инофирмах.

-- Как удалось "расчистить" внутренний рынок и начать экспансию на внешние: благодаря росту цен на нефть, и, соответственно, спросу на буровое оборудование, ценовой политике, качеству?

-- А вот все вместе. Кроме того, в 90-е бурили так мало, что сегодня уровень нефтедобычи прямо пропорционален объемам бурения. Мы развили внешнеэкономическую деятельность, и те объемы, которые оттуда "сваливаются", уже не успеваем сами "потянуть".
-- Поэтому потребовалось расширение производства? Но почему выбрали объектом инвестирования не российский "Уралбурмаш" в Верхней Серьге, а Дрогобыч?

-- Все-таки Дрогобычский завод современнее, на уральском до сих пор топят не газом, а мазутом. Далее, в поселок, затерянный в тайге, специалисты поедут с таким же удовольствием, как в "зону", а Дрогобыч -- уютный западноукраинский городок. Наконец, Львовщина -- просвещенный регион, с высоким образовательным уровнем населения, подготовленными кадрами.

-- Полагаете, на тамошнем заводе сохранился костяк коллектива?

-- Думаю, из 1850 человек, которые сегодня там работают, большинство -- мастера высокой квалификации. Во времена СССР это был общепризнанный факт.

-- А мне приходилось слышать версию, согласно которой вы приобрели Дрогобычский долотный с целью уничтожения конкурента. На Западе это -- распространенная практика...

-- Да и у нас "на Востоке" -- тоже. Но этот завод не нужно "валить" -- он уже лежит. По отчетности, они делают чуть больше тысячи долот в месяц. Нам достаточно "бросить" на украинский рынок 5--6 тысяч изделий, чтобы окончательно добить "конкурента". Но дрогобычане нам -- не конкуренты. Они имеют универсальное оборудование, а будущее -- за специализированным, освоенным нами. Кое-кому выгодно их пугать нами, загонять в демпинг, в бартерные схемы, взаимозачеты, а часто и совсем не расплачиваться. Но зачем нам душить друг друга конкуренцией? Нам, напротив, выгодна интеграция, разделение конъюнктуры, централизованные закупки сырья, планирование и общий рынок. Чтобы клиент туда--сюда потыкался -- и все равно вернулся к нам. Кстати, в Украине у нас много серьезных партнеров: "Укрнефть", "Укргаздобыча", ГОКи...

-- В Дрогобыче произошел инцидент с невыполнением предыдущим собственником инвестобязательств...

-- Мы не только доинвестируем эти полмиллиона долларов, но еще до конца года вложим в 2, 3, 4 раза больше -- чтобы поднять производство, необходимо $11--12 млн. Конечно, мы не альтруисты и хотим получать прибыль. Для этого в Дрогобыче до конца года увеличим выпуск долот до 2--2,5 тыс. в месяц, что позволит сделать производство рентабельным и направить деньги на техническую "революцию". Очевидно, нужно будет передать туда часть нашего оборудования. Восстановим производство бурзамков (при этом создадим 200 дополнительных рабочих мест): сейчас австрийская линия "законсервирована", т. е. разбита и разворована. К январю 2001г. выйдем на производство 6 тыс. бурзамков, в месяц, а к концу года -- 10--12 тыс. И, что не менее важно, мы приходим с гарантированным пакетом заказов и рынком сбыта. Под 100%-ю денежную предоплату, как добились для "Волгабурмаша".

-- Андрей Георгиевич, мне говорили, что вы выполнили все обещания, данные с начала приватизации. А как будет с вашим устным обещанием поднять зарплату на Дрогобычском вдвое: сейчас она якобы составляет $34?

-- С момента этой публикации -- уже письменным. Выполню в течение месяца. Я считаю, что прежде чем требовать от человека хорошей работы, ему нужно прилично платить. Все-таки нужно единение руководства и рабочих для достижения общих целей.

-- Но есть и противники объединения двух заводов под одной фирмой. Кто они?

-- Только директор и часть старых менеджеров. Рабочие и техническое руководство искренне хотят разобраться и понять, что же выгоднее. Я убедился, среди них не удастся разыграть политическую карту "священної ненависті до москалів", как кому-то хотелось. Кстати, о национальном вопросе: в совете директоров "Волгабурмаша" половина -- выходцы из Украины, да и мои корни -- отсюда. А в Дрогобыче, думаю, нужно стопроцентно украинское руководство. Логично?

Жаль, что директор Дрогобычского в Самару не приехал, сославшись на депутатские дела. Он, наверное, больше политик, чем производственник. Я же был в Дрогобыче в составе делегации "технарей". Встречались с губернатором Львовщины Степаном Сенчуком и даже подписали протокол о намерениях. Кстати, большое ему спасибо за понимание сути вопроса и наших настоящих целей. Дельные предложения высказал также мэр Дрогобыча Алексей Радзиевский -- с социальными "акцентами", разумеется, ему ведь бюджет города чем-то надо наполнять.

-- Общее собрание акционеров Дрогобычского долотного состоится 10 августа. Что бы вы хотели сказать им накануне?

-- Пожалуйста, все придите на это важное собрание. Не передоверяйте никому свои голоса, давайте поговорим без "посредников". Чтобы и я мог все обстоятельно рассказать, и вы мне -- любые вопросы задать. Обещаю на все ответить абсолютно искренне. Лично я не сомневаюсь, что мы поймем друг друга, поверим друг другу и будем вместе работать.