1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №120 (621) за 27.07.2000

СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА НАДО БЫ ПОДНЯТЬ ДО ГРИВНИ

Весной киевлян "осчастливили" новыми тарифами на проезд в городском транспорте, но, по мнению наших читателей, лучше он работать не стал. Тогда специалисты утверждали, что это не обычное повышение цен. Прошло несколько месяцев -- пора подводить итоги.

-- Более трех лет Киевская горгосадминистрация не шла на повышение стоимости проезда, хотя ремонтировать транспорт, закупать новые машины нам было все труднее, -- рассказывает начальник службы организации сбора и учета выручки КП "Киевэлектротранс" Сергей Литвинов. -- Мы впервые в Украине сделали расчет тарифов так, чтобы они не были большим бременем для горожан. Подсчеты показали, что средняя стоимость поездки может составлять не 50, а 40 копеек, другой -- 20, даже 14. Поэтому были разработаны льготные проездные билеты, и мы призывали ими больше пользоваться. До этого по проездным ездило 40% пассажиров, теперь -- 70%, значит, существенно сократилось количество "зайцев", а транспортники получили ожидаемые доходы.

Нынешние тарифы все равно не покрывают себестоимости проезда. Чтобы это случилось, цену билета нужно поднять до 1 гривни. Но на это никто не пойдет: ни в одном европейском государстве транспорт не окупает себя, а "живет" за счет дотаций. Если у нас они около 30% от затрат, то за рубежом -- 60-70%. Пока столичный горбюджет позволить себе этого не может, хотя киевляне не могли не заметить, что новые троллейбусы все-таки закупаются.

Для транспортников больной темой остаются льготы на проезд. Ныне бесплатно катаются до 30% пассажиров. Как утверждает Сергей Литвинов, оперативные работники милиции, прокуратуры, например, должны пользоваться льготами. Было бы хорошо, если бы и они оказывали помощь транспортникам, как это делается, например, в Зализничном, Московском, Подольском или Радянском районах. Там сотрудники милиции работают вместе с контролерами и пассажирами, "вылавливают" поддельные удостоверения (пенсионные, чернобыльские, участников войны), разбирают конфликты.

Сейчас транспортники работают над тем, чтобы однодневный проездной билет действовал и в метрополитене. Выпущены квартальные проездные, правда, только на три вида наземного транспорта -- на один-два вида выпускать проездные нерентабельно, да и не пользуются они особым спросом. Что касается студенческих, то их действие прекращено только на время летних каникул -- уже печатаются билеты на сентябрь, которые студенты смогут приобрести в 20-х числах августа.

Сейчас же, в качестве эксперимента, десять машин на троллейбусном маршруте №15 оборудованы электронными компостерами. Используется два их вида -- совместного украинско-польского и отечественного производства. После прокатки (в августе-сентябре) тарифно-тендерная комиссия выберет, который лучше. Использование электронного компостера позволит ввести почасовую оплату, более справедливую по отношению к каждому пассажиру. Больше не будет такого, что кто-то купил талон за 50 копеек и едет одну остановку, а другой (за такую же цену) -- десять-двенадцать. Поэтому билеты будут продаваться "на время". Купил билет на час -- катайся час, собираешься ездить пять часов -- плати за пять часов.

И главное. Пресса неоднократно писала, что в последние годы до половины всех талонов были фальшивыми.

-- Подделки -- беда всех городов Украины, кроме Киева, -- считает Сергей Дмитриевич. -- Еще в 1997 году фальшивки можно было купить на любом столичном базаре. Сегодня при печати билетов используются немецкий пластик, швейцарская бумага, голограммы, соответствующая технология, такая же, как при печати так называемых бланков строгого учета. Опыт показал, что с введением новых, защищенных, проездных документов выручка выросла примерно на 800 тысяч, а затраты на защиту билетов составили всего 5%. Проблема в том, что в единственный правовой документ, регламентирующий порядок изготовления бланков строгого учета (постановление Кабмина №283 от 19.04.1993 года), проездные билеты не внесены. Таким образом, их изготовление возможно с отступлением от правил, предусмотренных вышеупомянутым постановлением. По нашему мнению, это недопустимо -- все равно, что дать возможность коммерческим структурам печатать деньги. И хотя Минфином уже разработана новая концепция внедрения защищенных бланков документов строгого учета, ее утверждение задерживается по непонятным причинам...

И еще. В редакцию "Сегодня" часто звонят читатели с вопросом, насколько правомерна продажа 30-копеечных талонов со штампом "Вартість квитка 50 копійок". По словам Сергея Литвинова, чтобы не наносить убытки городскому бюджету, принято решение реализовать уже напечатанные талоны номиналом 30 копеек, которых осталось около 5 миллионов (не сжигать же в топке 70 тысяч гривен!). Через две, две с половиной недели в продаже будут исключительно абонементные билеты нового образца.