1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №120 (621) за 27.07.2000

В БИЛЕТНОЙ "ВОЙНЕ" ТРУДНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

С 20 июля, в пик летних миграций отпускников, "без объявления войны" "Укрзалізниця" ввела "паспортный режим" при покупке билетов. Удар предназначался для спекулянтов (отчаявшись приобрести билеты в кассе, граждане выкладывали за полку в симферопольском поезде до 600 грн.!), но его силу вынужденно ощутили и миллионы безвинных пассажиров. Некоторые из них звонили в редакцию. "Документы отправила в другой город заранее, а теперь не могу туда добраться: по удостоверению билет продать отказываются", -- попала в трудное положение львовянка. Из Житомира жаловались на перегибы: там "ксиву" требовали даже в электричке. Были и такие, кого нововведение застало в чужих краях без каких-либо "корочек". В канун нового порядка столичные кассы штурмовали, как в последний день Помпеи, словно пытаясь накупить билетов на всю оставшуюся жизнь.

А их можно брать лишь на 45 суток. И более 9 штук не дадут (10 пассажиров считаются уже группой, и билеты продадут только по письму организации). "Теневиков" фактически разорили: люди боятся брать неименные билеты (вдруг в поезд не пустят?) и не доверяют паспорт чужим. Так что придется сдать обратно в кассу выкупленные заранее билеты (40% всех мест) -- это ударит спекулянтам по карману. Значит, конец теневому бизнесу?

Иду в центральные кассы на бульваре Шевченко проверить свое утверждение. У входа меня встречает... перекупщик: "Нужен билетик?" Он вооружен телефоном мобильной связи, на подхвате дежурит несколько иномарок. Сторговываемся: если плацкарт в симферопольский поезд стоит 31 грн., купе -- от 44 до 72, а СВ -- от 123 до 203 грн. (в зависимости от категории состава), то у теневика билет в купе -- 90 грн. Миша (так его зовут) вручает мне номер домашнего и мобильного телефонов -- остается только назвать фамилию и дату выезда. Ну, и разумеется, заплатить! Откровенничает: "Нас тут только четверо осталось работать. Остальные разъехались в отпуска". Интересуюсь его мнением по поводу судьбоносного нововведения -- скептически пожимает плечами: "Какой смысл в паспортах? Лишняя волокита". Захожу в Центр обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте -- полнейший штиль, как после шторма: в помине нет ажиотажа, "бушевавшего" до 20-го числа. Билеты в Крым есть и на июль, и на август! В зале работают все 12 касс, у окошек максимум по 5--6 человек, в заказных на 2-м этаже и "ветеранских" -- вообще одиночки. Вы будете смеяться, но нет даже объявлений о введении именных билетов (таковое я отыскала лишь у справочного бюро). И что самое удивительное, документов не требуют кассиры -- просто называй фамилию, ее впечатают в билет и все. Интересуюсь у администратора: "Что делать с билетами, купленными до 20 июля?" "Спокойно садиться с ними в поезд", -- успокаивает Екатерина Литвин. На виду -- адрес и телефон комитета по защите прав потребителей. Позвонила узнать, не нарушает ли нововведение прав граждан -- оказалось, это давно номер банка.

Отправляюсь на вокзал в надежде на столпотворение. Но и там у касс пусто -- в очередях от 2 до 5 человек. Тем не менее деловые люди все равно на посту. Меня тут же "вычисляет" девушка: "Билет надо?" Я заказываю купейный в Запорожье -- поезд через полчаса. Она мгновенно передает мой заказ двум крепким джентльменам. Нет проблем -- место в купе, которое стоит около 55 грн., предлагается за 80. За билет в Симферополь здесь запрашивают уже 100 грн. -- хоть на сегодня, хоть на завтра. Так за что боролись?

Где проверяют документы -- так это при посадке в поезд. На моих глазах тетка с кустом войлочной вишни становится жертвой нововведения. В 5-й вагон 71-го поезда "Киев--Запорожье" грузится вся ее семья, и при проверке билетов выясняется, что у всех они именные, а у нее -- бесфамильный, хоть и выписанный после 20 июля. Проводница отказывается пустить ее в вагон: такой билет считается недействительным, нагрянет ревизор -- ей придется отвечать. И направляет "решать вопрос" к начальнику поезда. Работы по проверке документов ей добавилось, в отличие от зарплаты. Она на железной дороге уже 22 года и знает: ни к чему эти веяния не приводят -- в 1995-м билеты по паспортам уже отменяли.

"На этот раз не давим ужесточениями и наказаниями, предусмотрен плавный переход на новую систему, -- сообщил заместитель генерального директора "Укрзалізниці" Владимир Олейник. -- Главным образом, для пресечения незаконной перепродажи железнодорожных билетов. Вторая цель: выявление беспаспортных иммигрантов, их по стране кочуют тысячи. Третья причина -- научены горьким опытом России, где в поездах перевозят взрывчатку и нередки террористические акты. Там уже 4 года продают билеты по документам. В этом нам поможет и собственная Украинская компьютерная система -- до сих пор мы пользовались московской (за услугу приходилось платить 700 млн. грн). Из-за чего каждый билет обходился на 2 грн. дороже. Добавили вагонов на южное направление: минувшим летом их было 165, а сегодня в Крым уходят 179 вагонов ежедневно".

Говорили, что именные билеты вводят лишь до 1 сентября, на полтора месяца, в пик миграций отпускников. "Этого я вам не могу обещать", -- разочаровал Владимир Борисович. Билет можно заказать и по телефону 223-54-17, но чтобы забрать, придется выстоять в очереди в 46-ю кассу. Билет с доставкой можно добыть, если дозвонитесь по 0-50. Мне это не удалось в течение двух суток. Правда, Владимир Олейник заверил: в ближайшее время в городах Украины откроются 20 центров, оказывающих эту услугу. Но билет в них будет стоит на 10 грн. дороже.