Выпуск газеты Сегодня №120 (621) за 27.07.2000
У "МАКЛАРЕНА" ОТОБРАЛИ ОЧКИ И "ВАТРУШКУ"
Буча поднялась спустя три часа после гонки в Австрии. При осмотре машины Хаккинена обнаружилось, что одна из печатей на "черном ящике" сломана. Зародились подозрения, что "маклареновцы" что-то нахимичили с электроникой. Международная федерация автоспорта (ФИА) поручила специальной комиссии проверить что именно, а призовые очки до ее решения зависли в воздухе.
Через полторы недели ФИА обнародовала заявление, в котором говорится: "Так как механики "Макларен-Мерседес" должны были следить, чтобы машины соответствовали техническому регламенту, то санкции последуют в отношении команды, а не пилота".
У помилованного Хаккинена 48 очков, это третья строка в зачете пилотов. На восемь очков финн отстает от лидера -- Михаэля Шумахера ("Феррари"), и на два -- от партнера по "Макларену" Дэвида Култхарда. Командное наказание "Макларен" прочувствовал очень даже хорошо. В Кубке конструкторов очки английской конюшни урезались до 88, и в лидеры выдвинулась "Феррари" -- 92. А 50 тысяч штрафа... Для "Макларена" это, как для слона ватрушка.
Денежные аппетиты в Королевских гонках, как и подобает -- королевские. Будь то бюджеты команд или гонорары ведущих пилотов -- речь неизменно идет о восьми-девятизначных цифрах. Из чего эти цифры складываются?
Большая часть денег уходит на финансирование всевозможных исследований, связанных с техническим совершенствованием болидов, на изготовление самих машин и покрытие текущих издержек. Точные цифры держатся в секрете, однако известно, что на самую широкую ногу живет "Феррари".
При этом "Красные дьяволы" -- единственные, кто изготавливает моторы и шасси для своих машин собственными силами. Остальные вынуждены закупаться на стороне. Только на двигатели расходуется порядка 13--18 % бюджета команд.
По прикидкам, наименьшим бюджетом -- примерно в 55 млн. долларов -- обходится "Минарди". А вот "Макларен", например, тратит в год около 225 млн. Абсолютным чемпионом по части расходов является "Феррари" -- около 240 млн. Правда, автомобильный концерн вносит в общий котел только 55 млн. Остальное дают спонсоры.
В течение года команды покупают до 12,5 тыс. различных комплектующих узлов. Недешево обходится и составление технической документации, которая с момента первого наброска до готовой машины насчитывает примерно 4,5 тыс. чертежей и эскизов.
Нагрузки колоссальные, и жизнь болидов недолговечна. Их начинку приходится постоянно обновлять. За сезон примерно 8--9 раз полностью меняется подвеска, и 17 раз ставится новая коробка передач. Перед каждой гонкой на машины устанавливается новое сцепление, меняются тормозные колодки и обновляется днище.
Если к этим расходам добавить еще регулярные тесты в аэродинамической трубе, зарплату технического персонала, инженеров, изобретателей и испытателей, услуги маркетинга и
прочая, и прочая, и прочая... Даже такая вроде мелочь, как единая форма одежды для всей команды, обходится в 500 тыс. долларов.
Еще одна важная статья расходов -- гонорары гонщикам. Лидером по этому показателю является Михаэль Шумахер, годовая ставка которого составляет около 30 млн. долларов. Ниже всех пока котируется голландец Йос Ферстаппен -- 3,61 млн.
Откуда берутся деньги на составление таких жирных бюджетов? От спонсоров. Различные инженерно-конструкторские бюро, фирмы-производители... Наибольшую лепту здесь вносит компания "Бриджстоун", получившая монопольное право вплоть до будущего года обувать все машины в свои покрышки. Огромный доход приносит продажа прав на телетрансляции. Однако самым щедрым спонсором были и остаются табачные компании. Один только "Филипп Моррис", по неофициальным данным, ежегодно переводит на счет "Феррари" около миллиарда долларов.