1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №120 (621) за 27.07.2000

"НА ЖЕНЩИН Я ОГЛЯДЫВАЮСЬ, КОГДА ОНИ МЕНЯ ТОЛКАЮТ"

Рубрика к этому интервью придумана не для красного словца. Исаак Семенович Магетон, многолетний председатель детского жюри Международного кинофестиваля в "Артеке" -- личность, действительно, легендарная: режиссер ("Фантазеры", "Свистать всех наверх!", "Ни слова о футболе", "Центровой из поднебесья" и др.), общественный деятель, автор многочисленных сюжетов в "Фитиле" и "Ералаше"... Он дружил с Марком Донским, Талем; в его картинах снимались Николай Парфенов, Юрий Никулин, Зиновий Гердт, Михаил Пуговкин, Георгий Милляр, Аркадий Арканов... И очень много талантливых детей.

О себе говорит с юмором: "Я -- старшее поколение. Так -- еще вполне, в зеркале -- уже не то, в троллейбусе -- "дедуля"... Всегда радовался жизни. В нашем дворе жила генеральская семья. Бабушка, могучая старуха, кричала с балкона внучке: "Татья-я-на! Ты гуляй, гуляй, но помни!" Так и я: радовался всем своим фильмам, гулял, гулял, но помнил, что в каждом где-то что-то не совсем. До сих пор совершенствуюсь. Мысленно."

"КАК РУЧКА? БЫЛО ЧЕМ УДАРИТЬ!"

-- Исаак Семенович, знаю, что вас связывали многие годы дружбы со знаменитым режиссером Марком Донским, и масса смешных историй осталась после этого общения...


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Марк Донской, известный советский режиссер. Снял фильмы "Непокоренные", "Мать", "Фома Гордеев", "Дорогой ценой", "Сельская учительница" и др. Лауреат нескольких Государственных премий СССР, Международных кинематографических фестивалей, в частности, главная кинопремия на фестивале в Венеции.


-- Это правда. Марк Семенович был маленьким тщедушным человеком, но любил воображать (на полном серьезе) себя большим спортсменом и атлетом. Как-то роясь в ящике письменного стола, Ирина, жена Марка Донского, нашла фотографию молодого Донского. Крупный план. Только лицо. "А где остальное?" -- спросил Марк Семенович. "Что остальное?" -- "Я же был финалистом первенства Черноморского флота по боксу. Это моя знаменитая боксерская фототография. Где-то есть с фигурой." Ирина перерыла все в доме: " Марк меня убьет. Я не могу найти фигуру". И тут возник план. Главным его исполнителем стал Коля Губарев -- студийный фотограф. Мы на денек похитили заветную фотографию, я привел оператора Володю Пустовалова -- первоклассного боксера, чемпиона "Трудовых резервов". Коля переснял молодое лицо Донского, снял Володю в боевой стойке и сделал фотомонтаж: голова Донского, все остальное -- Пустовалова. Надо сказать, что мощная, мраморная фигура профсоюзного чемпиона не имела ничего общего с коротеньким, волосатым, на иксобразных ножках Марком Семеновичем. "Я же говорил, что есть!" -- закричал Донской, когда Ирина "нашла" этот гибрид. С тех пор эта фотография всегда висела в кабинете великого режиссера. "Ну, как ручка? -- спрашивал он у очередного гостя. -- Было чем ударить, а?!"

-- А он правда был чемпионом Черноморского флота?

-- Нет, конечно, но очень верил в это. Рассказывая о своем поединке со знаменитым Платоном Бубенцом, он каждый раз говорил, наклоняя голову: "Видишь шрам? Не видишь? Зажги эту лампу!". Мы зажигали лампу, подтягивали торшер. "Теперь видишь? Нет? Как же ты стрелял на фронте?!"

-- В вашей прелестной книге "Кинопроба" есть замечательные воспоминания об общении с маршалом Буденным. Расскажите!

-- Во время съемок советско-французского фильма "Леон Гаррос ищет друга" с Татьяной Самойловой, Юрием Беловым, Владимиром Ивашовым, Жаном Рошфором французам срочно понадобился Семен Михайлович Буденный: они увидели маршала в правительственной ложе на Московском ипподроме. Пришлось идти, организовывать. Я пришел в ложу и удивился: маршал Советского Союза оказался неожиданно маленького роста. "Что тебе?" -- спросил он. "Понимаете, мы снимаем фильм, и наши французские коллеги просят вас сказать что-нибудь французскому зрителю..." -- "Пошли их на х..., этих империалистов! Скажи, что я больной" -- "Спасибо, Семен Михайлович!". (Смеется.) После этого я подробно объяснил французам, что маршал Буденный сильно простудился, совсем потерял голос, но просит передать привет и желает процветания дружественной Франции.

"ЮРИЙ НИКУЛИН СРАЗУ ВСПОМНИЛ МЕНЯ -- ФУТБОЛЬНОГО АВТОРИТЕТА ИЗЮ..."

-- А с Юрием Никулиным вы познакомились еще в глубоком детстве, когда играли дворовыми командами в футбол? (Кстати, Исаак Магетон на всю жизнь остался страстным футбольным болельщиком. -- Авт.)

-- Потом мы с ним встретились на картине "Когда деревья были большими", я там был вторым режиссером. Выяснилось, что росли мы в Москве, по соседству: он -- в Токмаковом переулке, я -- на Гороховской, во дворе-стадионе Института физкультуры. К нам на растерзание приходили дворовые футбольные команды всего Бауманского района. В токмаковской команде играл длинный, сутулый паренек на тонких ногах. Это был Юрик. Я сразу его вспомнил. А он вспомнил меня, Изю, -- футбольного авторитета районного масштаба. Потом он снялся у меня в "Фантазерах". Я любил смотреть, как он работает: часами сидел у него в кабинете, слушал, наблюдал. Все он делал спокойно, весело, настойчиво. При мне таможня после двух анекдотов втрое снижала плату за долгое хранение цирковых грузов, при мне он договаривался о бесплатной операции пожилому униформисту, мирил с мужем хорошенькую ревнивую жену, утирая ей платочком слезы... Плохо, что его нет.

-- А вот с Александром Вертинским дружбы, кажется, не получилось?


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Вертинский Александр Николаевич -- знаменитый певец, поэт, композитор. В кино дебютировал в 1912 году("Чем люди живы"). В 1919 году эмигрировал, в 43-м вернулся в СССР. После войны снялся в картинах "Заговор обреченных", "Анна на шее", "Пламя гнева" и др. Женился в эмиграции. Жена -- Лидия Владимировна Вертинская -- известная актриса ("Королевство кривых зеркал", "Садко", "Киевлянка" и др.). Дочери -- Марианна и Анастасия Вертинские -- известные актрисы.


-- Я очень хотел, чтобы он снялся в моей картине. Но разговор никак не получался -- артист объяснял, что ехать в Киев ему не хочется, чувствует он себя неважно, роль -- так себе, жена -- против, денег платят мало.

Он прохаживался передо мной в барском халате по большой полупустой гостиной на фоне своих портретов и отвергал все мои предложения. Наконец я сделал тактический ход: какой, дескать замечательный портрет! "Полная мазня" -- брезгливо закрыл тему Вертинский. Но я очень хотел понравиться и фальшиво- непринужденно напел: "В бананово-лимонном Сингапуре, пуре...". Он холодно поправил: "Не "пуре", а "в бури". У меня -- полная паника. Тут вбегают две девчушки, и я в отчаяньи восклицаю:"Какие у вас очаровательные внучки!". "Это мои дочки" -- Вертинский посмотрел на меня как на идиота и пошел к двери.

"Я ОБОРАЧИВАЮСЬ НА ЖЕНЩИН, ЕСЛИ ОНИ МЕНЯ ТОЛКНУТ"

-- Правда ли, что знаменитого в будущем футболиста Федю Черенкова вы отыскали в 12 лет и сняли его в кино?

-- Это правда, он снимался у меня в картине "Ни слова о футболе". С тех пор мы всю жизнь дружим и общаемся, часто ездим на какие-то футбольные мероприятия и чемпионаты.

-- Нет уже многих ваших друзей -- Зиновия Гердта, Милляра, Тусузова... Чувствуете себя уходящей эпохой, тоскуете?

-- Я их помню. Без них ничего не было бы... Но у меня нет трагичного ощущения уходящего времени -- жизнь так же прекрасна и интересна, как и 40-50 лет назад.

-- В одном из ваших автоинтервью на вопрос: "Скажите честно, на улице вы оборачиваетесь на женщин?" вы очень смешно ответили: "Оборачиваюсь. Если толкнут." Неужели правда, Исаак Семенович? Неужели только в этом случае?

-- Ну, конечно, не только в этом случае. Но, знаете, очень хотелось пошутить. Тот случай, когда ради красного словца...


ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК ИСААКА МАГИТОНА
  • Улыбалась сквозь возраст
  • Горячая женщина. Получил ожог второй степени
  • С такими ногами лучше петь
  • Амплуа -- недосказанный