1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №121 (622) за 28.07.2000

АН-70: ХРОНИКА ОТЛОЖЕННОЙ "АВИАКАТАСТРОФЫ"

Суперпроект, предполагающий оснащение ВВС стран ЕС украинско-российскими "грузовиками" Ан-70, кое-кто поспешил похоронить. Но пациент "скорее жив, чем мертв"...

В начале лета министр обороны Германии Рудольф Шарпинг заявил: "Мы не отдаем предпочтение среднему военно-транспортному самолету Ан-70 перед другими машинами этого класса, представленными на тендер по обновлению технического парка военно-воздушных сил стран Европейского Союза.". Вскоре западная, а за ней и российская пресса запестрела статьями-реквиемами. Некоторые российские наблюдатели усмотрели в этой эскападе проявление негативного отношения к своей стране: как известно, многие узлы и комплектующие для Ан-70 должен производить военно-промышленный комплекс России.

Слова же министра в этих публикациях имели тем больший вес, чем серьезнее оценивалась роль Германии как главного европейского партнера Украины в этом авиапроекте. Ведь именно германский консорциум из 12 компаний -- "Эр трак" -- рассчитывает поучаствовать в "украинском варианте" в части поставок электронной "начинки" для Ан-70, систем погрузки--выгрузки и жизнеобеспечения экипажа.

Кстати, давайте рассмотрим альтернативные для европейцев варианты. Выступить в роли поставщика "воздушных грузовиков" для Старого Света очень не прочь американская компания "Боинг", которая, между тем, не может предложить ничего лучше модернизированных "Геркулесов", уступающих нашим "аннушкам" по многим параметрам. Великобритания уже нашла со штатовцами общий язык (американский английский?), при этом давая малоубедительные авансы насчет закупки сугубо западноевропейского "грузовика", буде таковой разработают и начнут "клепать". К слову, такое удовольствие обойдется объединенной Европе в $5--7 млрд. по их оценкам и до $12 млрд. -- по нашим. Ясно, что сегодня ассигнования на это найти ЕС почти невозможно. Это, похоже, поняла и Италия, последовавшая примеру англичан. Известные своим "антиамериканизмом" французы еще держатся, ища поддержки -- но в ком? Бельгийцы, турки и "разные прочие шведы" -- слабая опора. У немцев действует два фронта, при этом один, эдакая "пятая колонна", лоббирует интересы американских корпораций, которые в очередной раз хотят "кинуть" старушку Европу.

Украинцев, по большому счету, поддержать некому. Конечно, "поганку" подложила нам -- а заодно и себе -- белокаменная, со своей перманентной кавказской войной и сжатыми в карманах кулаками. Ах, как некстати обострились отношения между Россией и Францией из-за недавнего инцидента с барком "Седов", который французы попытались арестовать в интересах швейцарцев, накануне галантно пригласив в свой порт для участия в торжествах! Как бы эта капля яда в кубке дружбы не отравила и наш праздник: без поставок в Западную Европу проект серийного производства Ан-70 теряет большую часть привлекательности. Российский рынок обладает емкостью максимум в 450 таких самолетов, украинский -- втрое меньшей, да и то -- сугубо гипотетической, ведь денег на их закупку нет, и появятся они нескоро.

Надо заметить, Украина возлагала большие надежды на этот, единственный в своем роде, пример возможной экономической интеграции в единую Европу на уровне высоких технологий. Провал проекта естественным образом усилит русофильские настроения в стране и существенно уменьшит симпатии к западным демократиям, что и без того уже наблюдаем в нашем разочарованном социуме. Россия в этом случае получит большой моральный перевес и будет вправе подталкивать Украину к дезинтеграции с Западом.

Впрочем, не все так беспросветно. "Мы до сих пор не получали никакого официального уведомления от тендерного комитета, в который входят главы военных ведомств большинства стран -- членов НАТО, -- прокомментировал автору данную ситуацию Александр Кива, начальник отдела маркетинга Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова. -- Поэтому высказывание министра обороны Германии можно считать частным мнением одного из членов тендерного комитета. Разумеется, мы очень заинтересованы в сотрудничестве с ЕС и надеемся, что оно продолжится. Это будет мудрое решение и в геополитическом смысле, и в финансово-экономическом".

N.B. Зато, как нам сообщили в пресс-центре АНТК им. Антонова, активизировался проект по "коммерциализации" самолета Ан-225, известного в широких слоях народонаселения под именем "Мрія". Это самый большой из когда-либо созданных самолетов в мире. На сегодня под руководством ведущего конструктора АНТК им. Антонова Анатолия Вовнянко проведена реконструкция имеющегося образца Ан-225, заканчиваются его сертификационные летные испытания. После получения сертификата соответствия самолет-гигант будет эксплуатироваться на перевозках грузов в Украине и за рубежом коммерческой службой антоновцев. Не исключен также вариант передачи его в аренду одной из коммерческих структур, специализирующихся на таких перевозках. О серийном производстве "Мрії" речь пока не идет, на это нужны сотни миллионов долларов. Но "ноу-хау" -- имеется.