Выпуск газеты Сегодня №121 (622) за 28.07.2000
ДВА КРЫЛА -- ХОРОШО. А ДВАДЦАТЬ -- ЛУЧШЕ?
Членами данной ассоциации могут стать восемь региональных авиакомпаний, специализирующихся в основном на внутренних перевозках. Этот сектор рынка только-только начинает выходить из затяжного штопора: даже для НАУ, контролирующих более половины внутриукраинских авиаперевозок, прошлый год был убыточным, и лишь в первом квартале 2000-го наметились положительные тенденции: перевезено почти вдвое больше пассажиров, чем за аналогичный период 1999-го, а почты и грузов -- в три с половиной раза. Но без стратегических инвесторов, конечно, не решить глобальных проблем, главные из которых -- обновление парка воздушных судов и пополнение оборотных средств компании.
Авиаторы полушутя (вспомним, в каждой шутке есть доля... шутки) говорят, что, не будь народных депутатов, то и дело курсирующих из стольного града к избирателям и обратно, гражданская авиация уже почила бы во Бозе. Действительно, "увеселительные" полеты ушли в прошлое, сегодня воздушный "прыжок" могут себе позволить либо командировочные от "крутых" фирм, либо богатые люди -- а тех и других у нас, как известно, не густо. Посему и убыточные на сегодня тарифы авиаперевозчики поднять не могут: платежеспособного спроса нет. Да, но ведь в Соединенных Штатах 80% авиаперевозок приходится как раз на внутренние рейсы и лишь пятая часть -- на международные, и тамошние авиафирмы процветают! Впрочем, я уже слышу обвинения в некорректности сравнения -- так нате вам Польшу, где видим похожее положение, наконец, Россию, аналогичную в соотношении внутренних и внешних рейсов с Америкой. Конечно, у россиян -- собственная нефть, и авиакеросин не стоит $360 за тонну, как для наших летчиков (а еще год назад его цена колебалась в пределах $160--180, но нефть за это время "подскочила" вдвое).
Выход видится в интеграции усилий авиакомпаний в рамках Ассоциации, что позволит противопоставить монополизму аэропортов, которые жестко держат цены на "горючку", единую политику в области перевозок. По мнению инициаторов альянса, он позволит четко согласовать расписание рейсов, при необходимости "подгоняя" их друг к другу, сократить непроизводственные расходы каждого из участников, эффективно бороться с авиакомпаниями--"однодневками". И, что особо важно, откроет перспективы стабильной работы и зарплаты перед тысячами работников гражданской авиации. К этим небезосновательным соображениям хочется добавить, что подобные общественные объединения, ранее созданные автоперевозчиками, производителями алкоголя и табака, сборщиками металлолома etc себя полностью оправдали. Как говорится, гуртом гарно і батька бити.