1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №121 (622) за 28.07.2000

ДВА КРЫЛА -- ХОРОШО. А ДВАДЦАТЬ -- ЛУЧШЕ?

Авиакомпания "Национальные авиалинии Украины" (НАУ) выступила инициатором создания Ассоциации украинских авиаперевозчиков, которая позволит координировать действия фирм, для которых полем деятельности (оцените эвфемизм) стало небо.

Членами данной ассоциации могут стать восемь региональных авиакомпаний, специализирующихся в основном на внутренних перевозках. Этот сектор рынка только-только начинает выходить из затяжного штопора: даже для НАУ, контролирующих более половины внутриукраинских авиаперевозок, прошлый год был убыточным, и лишь в первом квартале 2000-го наметились положительные тенденции: перевезено почти вдвое больше пассажиров, чем за аналогичный период 1999-го, а почты и грузов -- в три с половиной раза. Но без стратегических инвесторов, конечно, не решить глобальных проблем, главные из которых -- обновление парка воздушных судов и пополнение оборотных средств компании.

Авиаторы полушутя (вспомним, в каждой шутке есть доля... шутки) говорят, что, не будь народных депутатов, то и дело курсирующих из стольного града к избирателям и обратно, гражданская авиация уже почила бы во Бозе. Действительно, "увеселительные" полеты ушли в прошлое, сегодня воздушный "прыжок" могут себе позволить либо командировочные от "крутых" фирм, либо богатые люди -- а тех и других у нас, как известно, не густо. Посему и убыточные на сегодня тарифы авиаперевозчики поднять не могут: платежеспособного спроса нет. Да, но ведь в Соединенных Штатах 80% авиаперевозок приходится как раз на внутренние рейсы и лишь пятая часть -- на международные, и тамошние авиафирмы процветают! Впрочем, я уже слышу обвинения в некорректности сравнения -- так нате вам Польшу, где видим похожее положение, наконец, Россию, аналогичную в соотношении внутренних и внешних рейсов с Америкой. Конечно, у россиян -- собственная нефть, и авиакеросин не стоит $360 за тонну, как для наших летчиков (а еще год назад его цена колебалась в пределах $160--180, но нефть за это время "подскочила" вдвое).

Выход видится в интеграции усилий авиакомпаний в рамках Ассоциации, что позволит противопоставить монополизму аэропортов, которые жестко держат цены на "горючку", единую политику в области перевозок. По мнению инициаторов альянса, он позволит четко согласовать расписание рейсов, при необходимости "подгоняя" их друг к другу, сократить непроизводственные расходы каждого из участников, эффективно бороться с авиакомпаниями--"однодневками". И, что особо важно, откроет перспективы стабильной работы и зарплаты перед тысячами работников гражданской авиации. К этим небезосновательным соображениям хочется добавить, что подобные общественные объединения, ранее созданные автоперевозчиками, производителями алкоголя и табака, сборщиками металлолома etc себя полностью оправдали. Как говорится, гуртом гарно і батька бити.