1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №122 (623) за 29.07.2000

ПУТЕШЕСТВИЕ С ЕВБАЗА НА ЛУНУ

Сегодня в Киеве 103 рынка, а в начале ХХ века было еще больше. Они всегда размещались в самых оживленных местах города. Но мало кто знает, что не так давно неотъемлемой частью каждого базара (за исключением разве что Бессарабского) были храмы.

Когда в 70-х годах прошлого века на Крещатинской площади (ныне -- Майдан Незалежности) приступили к сооружению городской думы, часть построек существовавшего здесь торга перенесли на пустырь в конце Крещатика. Вскоре местность застроилась, активно заработали купеческие лавки, рундуки, трактиры и увеселительные заведения. Караваны верблюдов, прибывшие из Крыма и Бессарабии, разноцветные шатры цыган стали постоянными атрибутами городского торга. В середине 80-х городская дума решила установить здесь памятник гетману Богдану Хмельницкому, и хотя монумент в 1888 году был открыт в старой части города, площадь на Бессарабке долго еще носила его имя.

Неподалеку, на улице Большой Васильковской (площадь перед спорткомплексом "Олимпийский"), находился не менее известный базар -- Троицкий. Напротив него были Троицкие бани, рядом -- Троицкий народный дом, а через дорогу -- Троицкая церковь. Больше всего площадь знаменита тем, что на ее территории открылись первые Всероссийские выставки: сельскохозяйственная (1897 г.) и промышленная (1913 г.), а также -- Первая Олимпиада, предшествовавшая Олимпийским играм 1916 года.

Киевские старожилы хорошо помнят, когда ломали прилавки и рундуки Владимиро-Лыбедского базара, чтобы возвести стоящее поныне здание Дворца "Украина". В 30-х годах был разрушен и находящийся по соседству храм Святого князя Владимира, построенный в 1838 году. Этот базар был торгом сельского типа, сюда съезжались крестьяне с Демеевки, Китаево, Зверинца и близлежащих сел.

А на Подоле, кроме Контрактовых ярмарок, проходивших обычно в зимнее время, в районе Гостиного двора круглый год работал так называемый Толкучий рынок (вот откуда пошло слово "толкучка"). Здесь продавалось все: бижутерия, обувь, парфюмерия, одежда, ткани, продукты, книги (букинистов среди киевлян тогда было множество).

Самым демократичным, точнее, сугубо народным, всегда был Житний рынок. 1 сентября (на старый Новый год) здесь устанавливали сосну или ель, украшенную плодами и разноцветными свечами, вокруг которой кружились хороводы горожан. Во времена Киевской Руси здесь проходили многолюдные вече, а в период магистратского правления -- всенародные гулянья с карнавальным восхождением на гору Щекавицу. Целое воинство храмов охраняет романтическую душу Житнего рынка. Это и церковь Николая (Притиска), и Кресто-Воздвиженская церковь, и суровые корпуса Флоровского монастыря.

Если подняться вверх по извилистому Вознесенскому спуску (улице Смирнова-Ласточкина), можно попасть на оживленную, запруженную рекламными щитами Львовскую площадь. Место было бойким на протяжении многих столетий. В начале нашего века здесь возник Сенный базар. Рядом стояла Стретенская церковь (1861 г.), прославившаяся тем, что в 1924 году ее золотой византийский купол неожиданно обновился, засияв ослепительным блеском. Это "чудо" придало базару еще большую популярность, и жители Старого города считали за должное посещать именно его.

Всего лишь десять минут ходьбы к площади Победы. Цирк, гостиница "Лыбедь", крупнейший в стране универмаг "Украина". Каких-нибудь полвека назад здесь еще бурлила рыночная торговля. Базар официально именовался Галицким, но среди местных жителей он приобрел устойчивое название Еврейского (сокращенно -- Евбаз). "Живописное зрелище представлял собой этот базар... Большие магазины перепутались здесь с массой ларьков, прилавков на открытом воздухе, а то и просто с товарами на земле. Посреди торжища -- знаменитая Железная церковь (Св. Иоанна Златоуста). В Киеве насчитывалось достаточно базаров, но все они уступали Еврейскому. Тут особенно кипела торговая стихия и до предела была обнажена обратная сторона жизни с ее неистовой борьбой за существование", -- писал историк Григорьев.

Каждый киевский рынок был очень своеобразным. Например, на Житнем базаре всецело царил чумацкий дух с распряженными из возов волами, седоусыми бандуристами, лентами, рушниками и вышиванками. На Контрактовой площади преобладали развлечения -- перед Гостиным двором устанавливали большую, ярко раскрашенную карусель, другие аттракционы. А вот на Бессарабке часто появлялись заезжие маги и факиры, которые прилюдно глотали огонь, закусывая его шпагами, и топтали босыми ногами битое стекло. Популярнейший среди детворы цирк Шапито надолго прописался на Троицкой площади. А вот на Сенном базаре и после войны можно было еще встретить старых шарманщиков с "умным" попугаем на плече, который вам за несколько медяков услужливо вытягивал "счастливый" билетик.

На Евбазе время от времени появлялись балаганы, но незыблемыми оставались "шурумбурумщики", "киношники" и "астрономы". Первые продавали оригинальные носильные вещи. "Киношники" стояли перед входом в рынок с большими черными ящиками, внутри которых находились цветные пленки с изображениями исторических событий и пейзажей. Заглянув в круглое отверстие, можно было негласно побывать и в спальне Людовика XIV, и во дворце королевы Виктории. Но самыми загадочными были "астрономы", которые молча колдовали над своими грузными телескопами, а потом, торжественно снимая колпаки, приглашали посмотреть на звезды и лунные кратеры.