1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №124 (625) за 01.08.2000

ПАЛОМНИКИ ПОСЫПАЛИ ГОЛОВУ ПЕПЛОМ И ОБДИРАЛИ В КРОВЬ КОЛЕНИ...

Маленькое село Зарваница Тернопольской области, в котором проживает всего 157 человек, в очередной раз принимало огромный поток верующих греко-католической церкви. Каждый год сюда на прощу приходят паломники из многих стран, чтобы исповедаться в своих грехах и покаяться...

Нынешняя проща была особенной -- юбилейной. Приуроченная к 2000-летию христианства и освящению иконы и храма Божьей Матери Зарваницкой. По некоторым оценкам, численность прочан достигла 1,5(!) миллиона человек. Корреспондент "Сегодня" тоже побывал на зарваницкой "всеукраинской проще" и увидел процесс покаяния, как говорится, "изнутри".

ОСОБО РЕВНОСТНЫЕ "ГРЕШНИКИ" В ЗАРВАНИЦУ ШЛИ ПЕШКОМ

Желающих попасть из Киева на прощу было много. Двух "Икарусов" на всех киевских паломников не хватило, поэтому некоторым молодым ребятам пришлось "пострадать за веру" и разместиться в проходе на рюкзаках. До Зарваницы ехать -- девять часов. Правда, особо ревностные греко-католики к месту прощи еще неделю назад ушли пешком.

Когда автобусы подъезжали к Зарванице, от самого Тернополя можно было наблюдать сплошной поток прочан. Взвалив на плечи котомки, сумки и рюкзаки, они двигались по направлению к греко-католической "мекке".

СПИРТНОЕ ЦЕРКОВЬ ПРОДАВАТЬ ЗАПРЕТИЛА

В само село въехать было невозможно, поэтому транспорт останавливался в нескольких километрах от Зарваницы. Добираться дальше приходилось пешком. Все бы ничего, если бы за спиной не висели рюкзаки, в которых лежала палатка на двадцать человек весом в хорошие 50 килограммов. Две ночи предстояло провести именно в этом "жилье".

На подходе к Зарванице регистрировали прибывающие группы. Эта процедура была важна не столько для статистики, сколько для получения бесплатных обедов и ужинов, которые для верующих готовила полевая кухня.

Вдоль всей дороги к месту ночевки на обочинах сидели попрошайки и выманивали у прохожих деньги. Тут же стояли всевозможные киоски с церковной утварью, иконами, книгами. Рядом расположились продавцы мороженого, воды и другой съедобной мелочи (печенья, чипсов и т.д.). Правда, спиртное церковные власти продавать запретили. Поэтому любителям горячительных напитков пришлось туговато. Однако на следующий день пивные ларьки стояли через каждые двадцать метров...

"БОЖЕ! У НЕГО ЖЕ КРОВЬ!.."

По дороге можно было увидеть такое... "Боже! Он же истекает кровью!.." -- крикнула одна прочанка, медленно приседая в обморочном состоянии. По дороге полз (в прямом смысле этого слова) верующий и рыдал, читая покаянные молитвы. Периодически он останавливался и посыпал голову дорожной пылью. Его колени были сбиты в кровь. Даже монахи-католики, чей монастырь размещался недалеко, удивленно поглядывали на "грешника", который, судя по кровавому следу, уже довольно долго себя истязал.

Кроме добровольной жертвенности случались и непроизвольные трагедии. Жара и духота, давки делали свое дело. Периодически кареты "скорой помощи" увозили "сердечников" в районную или областную больницы. Обмороки стали вообще привычным зрелищем: через каждые десять минут кого-то оттирали, отпаивали водой и совали под нос ватку с нашатырем. Поговаривали, что Зарваница для некоторых паломников стала местом последнего пристанища...

Официальная часть прощи длилась двое суток непрерывных церковных служб. Верующие непрерывно пристрастно молились... В один из этих дней приехала Нина Матвиенко -- и ночью дала концерт, на котором некоторые прочане... уснули, измученные дневной жарой и длительными службами.

Кроме паломников, в Зарваницу прибыли юношеские группы правых и националистических организаций: "Тризуб" имени С.Бандеры, Молодежный КУН, Союз украинской молодежи, "Пласт", представители Белорусской партии свободы и т.д. Украинские "ультрас" разместились в палаточном городке у подножия горы, на берегу реки Стрыпы. Как оказалось, многие ребята приехали сюда не столько для покаяния, сколько на... работу. Особенно это относилось к представителям "Тризуба", которых собралось более тысячи человек. "Тризубовцы" занимались охраной правопорядка: во время ночных служб им приходилось стоять в заградительных цепях, чтобы паломники не передавили друг друга.

О ДОРОГЕ ДОМОЙ

Назад в Киев пришлось возвращаться поездом. Правда, доехать из Зарваницы до Тернополя тоже было проблемой. А как хотелось побыстрее смыть с себя паломничью пыль! И хотя все тело разбивала усталость, на душе как никогда было спокойно и светло!..