1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №128 (629) за 05.08.2000

В ТРАМВАЯХ БУДУТ ПОДАВАТЬ КОФЕ, ПИВО, СОК

Создатели первого в Киеве трамвая вряд ли подозревали, что спустя сто лет их детище будет не просто средством передвижения, но и местом... отдыха и развлечений. Два таких трамвая-"аттракциона" уже есть в депо имени Красина, куда мы и направились за подробностями.

Использовать отлетавшие свое самолеты-"кукурузники" под видеосалоны и бары -- идея не новая. А вот о трамваях-кафе мало кто знает. В Киеве, оказалось, эдакое веселое средство передвижения существует уже около десяти лет, а идею "балагана на колесах" привезли из города на Неве, где такие "заведения" есть практически в каждом депо.

-- Наш кафе-трамвай поначалу пользовался огромной популярностью, -- говорит начальник отдела эксплуатации трамвайного депо имени Красина Анатолий Левчук. -- Заказывали его для свадеб, юбилеев и просто прогулок по городу. Кто? Да хотя бы депутаты. Увы, последние четыре месяца кафе ни разу не выезжало "на работу" -- нет желающих.

Стоимость аренды трамвая-кафе в каждом случае определяется индивидуально. Но в любом случае с "теплоходными" ценами не сравнить. В салоне вагона-кафе достаточно уютно: просторные купе на четыре и два места, удобные сиденья-диваны (разместиться здесь может 21 человек). Звучит музыка, можно даже потанцевать. В конце салона -- за ширмочкой -- хозяйственный блок, где есть умывальники, зеркало, приличный запас воды, мебель для кухонных нужд и даже холодильник. Правда, посуда, стол и обслуживание остаются за вами, трамвайщики предоставляют только "помещение". Заказать кафе можно на любое время суток. Обычно выбирают ночь: колесить по спящему городу -- особое удовольствие. И маршрут определяет заказчик.

Другая местная достопримечательность -- экскурсионный ретро-трамвай, который был собран рабочими столичного завода электротранспорта к 100-летию киевского трамвая. По словам главного инженера депо им. Красина Сергея Пересунько, работавшего в то время на заводе, вагончик получился точь в точь, как в старые времена. Из деталей старинного трамвая была только невесть откуда взявшаяся трамвайная тележка (колеса). Все остальное "лепили" по фотографиям и архивным документам. На улицы Киева обновленный трамвайный предок вышел в юбилейном 1992 году как участник парада-шествия электротранспорта. А через какое-то время в депо имени Красина, на баланс которого передали ретро-вагончик, решили использовать необычную технику для экскурсионных прогулок по городу. Правда, в связи с новыми "обязанностями" ретро-трамвай подвергся единственной маленькой модернизации: в кабине водителя поставили лобовое стекло. Ведь, в отличие от полностью закрытого и комфортного пассажирского салона, место водителя находится на открытом воздухе, продуваемое всеми ветрами. Связь с салоном осуществлялась с помощью колокольчиков и тянущейся от них в салон веревке. Дергая за нее, пассажиры требовали от водителя остановки.

Работал трамвай из-за отсутствия фар только в светлое время суток, а зимой уходил в "отпуск". Трамвай пользовался необычайной популярностью (его даже София Ротару для съемок арендовала) и приносил депо, несмотря на символические цены на билеты, неплохую прибыль -- и его эксплуатация обходится куда дешевле обычного современного "коллеги", и электроэнергии он "жрет" гораздо меньше. Да вот беда -- полетели в прошлом году у трамвая сразу оба мотора. Отремонтировать их, казалось бы, не так и сложно -- по словам главного инженера, на "госпитализацию" нужны какие-то 3-4 тысячи гривен, но для депо и это непозволительная роскошь, а спонсоров и инвесторов что-то не видать.