Выпуск газеты Сегодня №132 (633) за 10.08.2000
КАК МЫ ПРОВОЖАЛИ НА РОДИНУ В СЛАВЯНСК МСТИСЛАВА РОСТРОПОВИЧА
Кофе остался недопитым. Мы сели в машину, и дальше все было как в кино. "Только бы успеть!" -- думали мы, пока наш сосредоточенный водитель объезжал внезапно возникающие "кирпичи". У ресторана нас встретил метрдотель: "А он только что уехал!" -- "У него поезд в 18.18", -- уточнила Ольга Владимировна. "Успеем?" -- переглянулись мы. -- "Должны!"
Путь до вокзала, показался вечностью. Последний раз, также расталкивая всех на пути и все время извиняясь мчалась к поезду одна из нас лет двадцать назад. Тогда -- так и не успела. Но, наверное, мы все же очень хотели встретиться с Мстиславом Ростроповичем.
Выбежав на 11-й перрон и подойдя к вагону "СВ", мы вскочили в первое купе. Ростропович (несмотря на жаркий день, был в элегантном костюме) встретил нас своей чудесной улыбкой: казалось, он совсем не удивился появлению в его купе "взмыленных" журналистов с диктофоном и фотоаппаратом. Скорее -- обрадовался внезапной встрече и, конечно, не отказался от короткой беседы.
-- Мстислав Леопольдович, как приятно вас видеть! Мы так хотели с вами пообщаться! Что привело вас в Украину, почему вы едете в Славянск?
-- Дело в том, что в Славянске, ровно 60 лет назад, летом, я впервые выступил с оркестром и сыграл концерт Сен-Санса. Это был первый публичный концерт в моей жизни. И вот про приглашению моих друзей я приехал, чтобы отдать дань городу, в котором началась моя жизнь.
-- К сожалению, вы так редко бываете в Киеве: видимо, это связано с определенным отношением к нашему городу?
-- Единственное обстоятельство -- это моя безумная и бесконечная любовь. Киев я всегда любил -- это был мой второй город в моей жизни после Москвы. Я бывал здесь когда-то очень часто. Но вы знаете, сама по себе нынешняя ситуация... как представлю, что у меня там будут спрашивать паспорт, визу... Поэтому я не еду пока в Киев.
-- Думаю, вас на границе все должны узнавать!..
-- Ну не знаю. Есть вещи, которые трудно "перейти" -- просто из-за любви. Это все равно, как если бы жена спросила вдруг: "Как твое имя-отчество?" Как-то нехорошо получится...
-- Мстислав Леопольдович, где вы сейчас выступаете -- понимаю, что у вас безумная нагрузка и масса концертов...
-- Чтобы об этом рассказать, не хватит двух часов, потому что у меня расписана жизнь до 2004 года. Очень много интересного: во-первых, фестивали, которые проходят по всему миру. Недавно закончился Чикагский, в котором я выступил со знаменитым Чикагским симфоническим оркестром. Следующий фестиваль будет в Амстердаме -- с замечательным оркестром Концертгебау. Только что я проделал большое турне по Германии с не менее замечательным оркестром Баварского радио -- я дирижировал трижды "Военный реквием" Бенджамина Бриттена. Мы с ним были очень дружны.
Это было незабываемо: концерты происходили в трех самых больших соборах Германии. И дважды я дирижировал специально поставленным для меня спектаклем -- балетом Прокофьева "Ромео и Джульетта". Вот это было для меня очень важно. В конце месяца я улетаю в Японию, на 65-летний юбилей моего большого друга -- Сейджи Озаво. 1 сентября я буду дирижировать.
-- Как ваша супруга Галина Павловна?
-- Замечательно! Она дает мастер-классы по всему миру, в общем, мы очень счастливы! Дочь Елена живет в Париже -- она рекламный директор моего фестиваля.
-- И все же, мы ждем вас в Киеве.
-- Да, я надеюсь, возможно...
В дверях купе выросла проводница и громовым голосом сказала: "Провожающие! Выйдете из вагона!" И мы стали прощаться, как давние и близкие друзья. Целуя нас трижды по-христиански, Мстислав Леопольдович казался не менее счастливым, чем мы: "Спасибо, солнце! Спасибо! До свидания!"
-- Мы вас любим, мы ваши поклонники!
-- А я -- уже ваш поклонник!..
Выйдя-таки из вагона, мы почти пять минут стояли под его окном и обменивались поклонами, воздушными поцелуями, всячески стараясь выразить чувства, переполнявшие нас. Этот человек -- не просто легенда. Это -- история, каждое прикосновение к которой дает ощущение бесконечного счастья, точнее, счастья бесконечности...
Как истинный интеллигент, Мстислав Леопольдович не сказал ни слова о своей обиде на киевские власти, которые во времена травли Ростроповича после его письма в защиту Александра Солженицына побоялись появления одиозного музыканта за пультом оперного театра. Мстислав Ростропович должен был дирижировать "Тоской" в постановке Саратовской оперы, но когда он уже был в дороге, ему сообщили, что спектакли отменяются. А публике объявили, что Ростропович отказался дирижировать.
Для того, чтобы побывать в Славянске, Мстислав Ростропович сократил на два дня свое пребывание в Лондоне на торжествах, посвященных 100-летию королевы-матери. 73-летний музыкант не был в Украине около 20 лет. В Славянске -- своем родном городе, где он встретился со своей сестрой, состоялся вечер в его честь. Мстислав Леопольдович побывал в музыкальной школе, на месте, где он впервые выступил в концерте, установлен памятный знак. Ко множеству титулов великого музыканта ХХ века добавился еще один -- пусть скромный, но очень дорогой: "Почетный гражданин города Славянска". Этот проект подготовлен Международным фондом Сергия Радонежского. Его представители тоже провожали маэстро.
Константин Вашковский: Мы заранее разослали приглашения, но никто из представителей власти не проявил интереса к визиту Ростроповича в Украину. Это было похоже на бойкот. Получается, государству это не нужно, а простым людям -- нужно!
... И вдруг он появился в тамбуре -- решил написать автограф на память. Как ни отодвигала его мощным плечом грозная проводница, он все же оставил бесценную запись в журналистском блокноте. Поезд тронулся, все закричали: "С Богом! С Богом!" Ростропович перекрестился...