Выпуск газеты Сегодня №135 (636) за 14.08.2000
КИНОФЕСТИВАЛЬ КАК ПОВОД СВЕРИТЬ ЧАСЫ
-- Картину уже успели посмотреть почти во всей Украине, а также на "Лаговском ляте фильмовом" в Польше и Карлово-Варском "Взгляде на восток" в Чехии. Там, как я слышала, показ ленты сопровождался грандиозным успехом. А что Москва?
Дмитрий: -- Форум входил во внеконкурсную программу и пользовался огромным успехом. На эти просмотры всегда чрезвычайно трудно попасть. Фильм "Всем привет!" встречали дружелюбно, мы получили интересные предложения по реализации и будущему сотрудничеству.
Алена: -- Димин фильм действительно тепло приняли и профессионалы, и зрители. Аудитория Дома кино, с одной стороны, очень требовательная, с другой -- бесконечно благодарная. И если режиссеру удалось затронуть за живое, эта публика не скрывает эмоции.
-- Любопытно, какое там представление об украинском кино?
А.Д.: -- Украинцы имеют странную привычку плакаться о том, что, мол, нет у нас кино, нет режиссеров... И при этом планомерно уничтожать все, что делается. Возможно, это клинический случай комплекса неполноценности (думаю, не сильно ошибусь в медицинских терминах), который обычно сосуществует с манией величия.
Поездка в Москву была очень полезной для нас -- мы поняли: то, что мы делаем, и наши представления о том, что хорошо, а что плохо, -- все это правильно. Существует сообщество совершенно замечательных кинематографистов, не зараженых вирусом желания быть либо худшим, либо лучшим. Было так интересно говорить с этими людьми об украинском кино! Они знают, что у нас делается, и поскольку не ведают о наших "внутренних болезнях", им кажется, что дела у нас обстоят отлично. Потому что в Украине появляются очень интересные и разные фильмы, потому что позволяем себе авторские проекты.
-- Что представляет собой фестивальное кино сегодня, если сравнивать с тем, что выносилось на кинофорумы лет 20 назад?
Д.Т.: -- Очень хороший вопрос: я немало об этом размышлял. Да и многочисленные круглые столы на фестивале были этому посвящены. Хотя тема эта очень обширна. Раньше наблюдался своеобразный диктат "законодателей мод" -- то определенного идеологического направления, то сексуальной ориентации, то вдруг в фаворе были фольклористика, экзотика или нечто аллегорическое... (Не имею в виду шедевры мирового экрана.) Короче, был некоторый крен в "темную" сторону, как бы "против жизни". Теперь постепенно побеждает светлое, романтическое, ироничное направление. Если раньше фильмы были обращены к интеллекту (хотя зачастую и грешили псевдоинтеллектуальностью), сейчас -- к сердцу и чувствам.
-- А по настоящему интеллектуальному кино разве нет ностальгии?
Д.Т.: -- Это кино не умерло. Оно стало более изощренным по форме. Изящнее, что ли. Легче.
-- Как вы думаете, какие фильмы постсоветского пространства способны заинтересовать дальнее зарубежье?
Д. Т.: -- Интересно, что в свое время наше кино привлекало Запад именно показом на экране социальной неустроенности. Но, как только мы перестали штамповать "чернуху", стали их все меньше интересовать.
-- У вас были какие-нибудь неожиданные встречи в Москве?
А.Д.: -- Для нас сюрпризом была встреча в Доме кино с Олегом Скрипкой, который входил в жюри программы "Дебют". В Москве он -- настоящая звезда. На закрытии форума выступлению группы "ВВ" отвели почетное время.
-- Какие фильмы вам понравились?
А.Д.: -- Лента из внеконкурсной программы "Зависть богов" Владимира Меньшова. Когда мы говорим о фильмах, способных вернуть зрителя в кинотеатры, -- это именно об этом кино, это настоящая удача.
На фестивале самым важным для нас было "сверить часы", понять, что мы движемся в нужном направлении. В Киев вернулись полные решимости и сил.
-- Знаю, что фильмы вы снимаете по очереди: Алена, Дима, Алена, Дима... Кто следующий?
А.Д.: -- Это не от хорошей жизни. Просто у нас нет продюсеров, способных доводить дело до конца. Поэтому, когда снимает Дима, я продюсирую его картину. И наоборот. Хотелось бы, конечно, более солидных вложений... А следующим будет тот, кто первым напишет сценарий. Пока лидирует Дима. Его новый сценарий почти готов.