1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №135 (636) за 14.08.2000

"ЗА СОВЕТСКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ Я НЕ ОТВЕЧАЮ -- ОНА МНЕ НЕИНТЕРЕСНА!"

Александр Пороховщиков ("Гори, гори моя звезда", "Случай с Полыниным", "Спокойный день в конце войны", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Наследница по прямой" и др.) -- воплощение интеллекта, благородства и мужской привлекательности в нашем кино. Кроме того, он дворянин в 14-м поколении. И этим все сказано.

"А СЕКС-СИМВОЛ ВОТ С ТА-АКИМИ УШАМИ И ТОНКОЙ ШЕЕЙ!"

-- Александр Шалвович, в России по сравнению с нами кино снимают достаточно много... Однако никаких особых кинематографических открытий не наблюдается...

-- Есть люди, которые раньше ездили на телегах, теперь ездят на джипах. Квартиры по 6--8 комнат, мобильники у них, где только можно -- в туалете, в морге. Это не значит, что они плохие. Но на лицо только технический прогресс, а культуры -- ноль. Рядом с ними -- гигантское количество лжехудожников, которые с ними сидят за одним столом, пьют -- и обе стороны понимают друг друга. Иногда смотришь кукую-то картину и думаешь: "Боже мой, кто ему дал деньги на это?" А ему их дал точно такой же человек, который ему понятен. Это их уровень -- ресторан, бильярд, разговоры о проститутках и кто сколько бабок заработал. А для того, чтобы говорить на общечеловеческие темы нужен талант. Помните время, когда уже даже дворники бросились снимать кино?

-- В начале перестройки продавцы окорочков и маргарина с большим упоением называли себя кинопродюсерами и снимали чудовищные фильмы.

-- (Мрачно.) И торговцы цветами тоже.

-- Александр Шалвович, Америка в свое время поднималась на торговле водкой в саунах, авантюрной торговле и разговорах о женщинах. Или что русскому хорошо, то немцу смерть?

-- Так у них же никакой культуры за плечами! Это совершенно разные пути. Не хочу обижать критиков, журналистов, но часто это люди малокомпетентные или непринципиальные. Вот пишут об артисте К. -- "секс-символ". Мальчик начинает воображать, что это правда и его профессиональная история заканчивается так и не начавшись. А секс-символ вот с та-акими (показывает) ушами и тонкой шеей!

-- Не хочу защищать свой цех, но тут есть два обстоятельства: с одной стороны количество умных и глупых в журналистике имеет примерно те же пропорции, что и в других профессиях (у актеров, например), с другой стороны сегодня в кино наблюдается огромный дефицит личностей, а писать о ком-то надо. Посмотрите какую чудовищную антрепризу привозят ваши коллеги москвичи...

-- Очень хорошее слово -- "чудовищную". Я с вами абсолютно согласен. Я такой же максималист, как и вы, поэтому давно не хожу и не смотрю, потому что стыдно. Понимаете, талантливый человек, как правило, скромен... Есть такие замечательные слова, которые написал талантливый поэт:
На свете много зла и очень мало
людей, кого бы это удивляло.
Честь -- некриклива, доброта -- тиха,
но слышен голос злобы и греха.
Не приложу ума что с миром стало --
благонадежных -- тьма, надежных мало.

Это 900 лет назад написано, а насколько все точно. Сейчас время рвачей, поэтому таланты погибают, уходят куда-то. Нужны меценаты вроде Саввы Морозова -- люди, которые понимают что такое культура, что такое Родина. Надо говорить об этих вещах, невозможно ведь все время о помойках рассказывать. Вы посмотрите что на телевидении творится... Я вообще считаю, что насаждение насилия, цинизма -- штатовская программа. Американцы делают и проводят это все через наших жадных дураков. Раньше за такие вещи к расстрелу приговаривали, как за измену Родине...

"НЕТ БОЛЬШЕ РОССИЙСКОЙ И СЛАВЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ!"

-- Не знаю, специальная ли эта программа, так же как и насчет расстрелов не очень уверена, однако факт экспансии западной культуры действительно присутствует.

-- Наташа, вы посмотрите какое разрушение семьи идет! Никто, например, не против, передачи "Про это", но это же надо очень выверять вкусово. Вот говорят плохо снята картина "Интердевочка"...

-- Петр Тодоровский -- очень хороший режиссер, но, знаете, как-то все же ощущается, что о проституции он знает столько же, сколько я о ядерной физике.

-- Акценты действительно неточные -- уж слишком красиво все получается. Я сам несколько раз слышал разговоры маленьких девочек о том, как стать проституткой. Поэтому я против красивостей в освещении таких тем. Ведь Достоевский считал, что его Раскольников -- образ, который надо ненавидеть! Раскольников же нарождающийся фашист -- убил старого человека, да еще и женщину. А из него все время рефлексирующего красавчика делают! Девочки литературствующие стонут и восторгаются... А он мразь! Самая обыкновенная мразь.

-- Мне вообще иногда кажется, что это свойственно славянскому менталитету -- смаковать человеческую ущербность, проявлять нездоровый интерес к криминальному миру...

-- Ну да... есть такое... А все потому, что у нас жуткое бескультурье.

-- ... Между тем наша интеллигенция так называемые "деятели культуры" озабочены только одним: как бы протолкаться поближе к телу Президента и в окрестности. У вас, скажем, в последние годы с одинаковым упоением преклонялись перед Ельциным, теперь со стыдной поспешностью спешат засвидетельствовать почтение Путину.

-- Я вам сразу отвечу. Вот вы сказали только что: "Наша интеллигенция". Что значит "наша"?

-- Российская, украинская, славянская -- как угодно.

-- Нет больше российской и славянской интеллигенции! Для меня настоящая интеллигенция существовала до 18-го года. Вот эти люди не занимались холуйством никогда. Возможно, были единицы, но в семье не без урода. Но та интеллигенция боролась, погибла и "ушла в море", как персонаж Высоцкого из "Служили два товарища" ушел в море вместе с лошадью, помните? Сейчас за кордоном старухи и старики под 90 лет продают по каплям последние фамильные украшения, чтобы сохранить культуру России. Вот это для меня интеллигенция. А люди, о которых вы говорите, -- это советская интеллигенция. За советскую интеллигенцию я не отвечаю -- она мне неинтересна. Она и создана-то на холуйской почве.

-- Под присмотром наркомов и ЧК.

-- Совершенно верно. Жженов вот вчера обиделся, что его назвали народным артистом России, а не Советского Союза... Я хотел встать и сказать, да пожалел потом. Я тоже народный артист России, но считаю, что звания, как и границы -- самое мерзкое. Так и звания: это самое подлое и мерзкое, вожжи, за которые власть держит художника. Их надо отменить. У Шаляпина и Высоцкого не было званий. Вот представляешь себе, сейчас бы на могиле Высоцкого было бы написано: "Народный артист Советского Союза Владимир Высоцкий"?! Ужас какой...

А что касается советской интеллигенции, которая с утра у Лужкова в мэрии трется, а вечером Путина взасос целует... Причем я Путина не обвиняю, он никого не провоцирует на эти вещи. И этим занимаются люди, у которых все есть.

"А КГБ НИКУДА И НЕ УХОДИЛО -- ТОЛЬКО ОДИН СТУЧИТ ДВАЖДЫ, А ДРУГОЙ -- ПЯТЬ РАЗ!"

-- Чем больше есть, тем больше хочется. Количество "нажитого" стимулирует желание быть рабом.

-- Вот-вот. Вот эта прослойка между настоящими художниками и народом -- достаточно грязная пена. Это мое мнение, но я в нем не одинок. Я убежден, и это доказано историей, художник не должен заниматься политикой вообще, потому что художник должен быть всегда в разумной оппозиции к власти. Тогда получается искра. Помните замечательную картину "Мефисто"? Там об этом гениально рассказано.

-- Ну а вам лично насколько хорошо и комфортно в сегодняшнем дне?

-- Совершенно некомфортно. Я как родился, так сразу стал себя чувствовать некомфортно в этом времени. Хотя, в советском времени тоже было много хорошего. История, слава Богу, пока еще развивается помимо воли всевозможных уродов. Почему я и считаю, что Россия-матушка жива и не может умереть. Так же и Украина. Этот корабль идет своим, только ему известным, ходом, и никто не знает куда он идет и как. И останавливать его бесполезно. Но, к сожалению, править этим кораблем могут только герои. Появляется герой -- тащит дальше... Булгаков, например, считал, что Россию спасет только жесточайшая тирания или монархия...

-- Значит, получается, хорошо, что пришел авторитарный Путин?

-- А знаете, у меня к нему пока особых претензий нет. Хотя, вокруг жужжат, накручивают: дескать, пришло, вернулось КГБ. Да у нас оно и не уходило! Как было -- так и есть. Тот стучит, этот стучит. Только один стучит дважды, а другой -- пять раз.

-- По велению сердца.

-- (Смеется.) А еще зависит от того, какая доска под рукой, и за каким углом она находится. Но давайте посмотрим на все это здраво. Ведь действительно до Путина никто олигархов не трогал. А сейчас весь этот муравейник закопошился. Да и с губернаторами, считаю, все правильно решено. Они просто царьки, феодалы на местах: попробуйте вякнуть -- вас повесят вниз головой.

-- Как вам, такому независимому человеку, удалось так долго прожить в этой профессии? Актер ведь сидит всю жизнь и ждет, когда какой-нибудь творец на букву "м" пригласит или не пригласит...

-- (Улыбается.) На букву "м" -- это да... Но я никогда не жалел, что занимался именно этим в жизни. Я никогда ни от кого не зависел даже в этом, я партизан в своей профессии. Я -- актер, режиссер, сценарист. Понадобится писать музыку -- буду писать музыку. Всегда сам нес ответственность за любой свой шаг. Если провалюсь -- то не побоюсь это признать.

-- Вы болезненно переносите неудачи?

-- Нет. Считаю, что это естественные вещи. Если у тебя нет провалов, значит, не двигаешься. Не может быть все гладко. Я вообще люблю жизнь за то, что она хлещет со всех сторон -- как на ринге. Только успевай уворачиваться. И какие бы судьи не были на этом ринге, уж если ты врезал -- так врезал. А если упал -- то упал. Спорт я обожаю в философском смысле слова за то, что там только три места -- больше нет никаких мест! А когда у нас на "Кинотавре" сорок премий, призов! Братцы, для чего ж вы тогда собираетесь?! Представляете, как было бы глупо, если бы я вам сейчас начал рассказывать: "Наташа, какая вы гениальная!", а вы мне вторили: "А вы, Александр Шалвович!"

(Продолжение в следующем номере)