1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №138 (639) за 17.08.2000

"ПРИ ЕФРЕМОВЕ В "СОВРЕМЕННИКЕ" ДАЖЕ ЗАРПЛАТУ ДЕЛИЛИ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ КОЛЛЕКТИВА"

Уже расставшись с артистом московского "Современника" Авангардом Леонтьевым, я с ужасом подумала, что не задала ему главный вопрос -- кто ж ему такое имя дал и в честь какого такого святого? Впрочем, быстро утешилась: ну мало ли, каких имен советским детям не давали, от Вилена до Баррикады? Неужели это главное, если артист популярен и любим в народе, талантлив и безгранично обаятелен!

"Я ПОКАЯЛСЯ, И ЕФРЕМОВ ВОШЕЛ В МОЕ ПОЛОЖЕНИЕ"

-- Пресса буквально взорвалась одобрительными рецензиями в адрес спектакля, который вы недавно поставили в Театре Олега Табакова -- комедии Островского "Не все коту масленица"...

-- Официально это был мой первый режиссерский опыт, хотя на самом деле я и раньше спектакли ставил -- в самодеятельности, со своими студентами в институте...

-- Тренировались "на кошках"?

-- Что-то вроде этого. Вообще-то, я хотел быть режиссером. Но поступать на режиссерский можно было только имея два года трудового стажа. Причем имелся в виду завод -- чтобы уж у станка постоять... Стажа у меня не было (в старших классах я вел кружок художественной самодеятельности, но это никого не интересовало). Так я попал на актерский -- к Павлу Массальскому в Школу-студию МХАТ. Причем, должен вам сказать, что я на первом курсе не входил в число "педагогических надежд" -- был очень робок. И хотя к моменту окончания института я был уже в "студенческой элите" (играл Хлестакова, царя Федора Иоанновича), но даже придя работать в "Современник", все еще чувствовал себя очень скованно.

-- Вы сразу после института попали в "Современник"?

-- Да. На один из наших показов (к концу обучения делается такой гала-концерт "на продажу") пришла вся труппа "Современника" в полном составе во главе с Олегом Ефремовым.

-- А что, у них было так принято -- везде ходить всем коллективом?

-- Да, тогда в театре все делалось коллективно, Олег Николаевич это очень культивировал и воспитывал. Все решалось демократическим большинством голосов, даже заработная плата.

-- ?!

-- Все, что полагалось на коллектив от государства, складывалось в общую кучу, а уже распределялось внутри коллектива на общем собрании. Евстигнеев на сегодня лучший -- значит он получает больше. Могли вообще лишить зарплаты -- за опоздание или, скажем, уехал человек на съемки, пришлось заменить спектакль...

-- И с вами такое случалось?

-- Как-то обошлось. Один раз я проспал, не пришел к десяти утра на спектакль "Белоснежка и семь гномов". Ужасно переживал (это был первый год моего пребывания в театре!). Пошел к Ефремову каяться. И знаете, он простил -- вошел в мое положение.

-- Небось, еще и после какого-нибудь праздника было?

-- Нет, просто проспал. Тем более, я никогда и не злоупотреблял излишествами вроде алкоголя. И, кстати, до сих пор так.

"ТАБАКОВ -- ОН ЭКОНОМНЫЙ!"

-- Кстати о праздниках, ваш спектакль в "Табакерке", говорят, шел вечером 31 декабря, накануне 2000 года? Как это выглядело?

-- Я кое-что в пьесе сократил, одного персонажа убрал -- рассчитывал на два часа без антракта. Когда сыграли -- оказалось, полтора. Так, что 31 декабря публика уже в девять часов вечера была в метро. Зрителям от имени директора театра Олега Табакова было выдано по бокалу шампанского...

-- (Разочарованно.) Ах, по бокалу!.. А говорили, Олег Палыч лично каждому по бутылке раздал...

-- Не-ет! Олег Палыч эконо-о-о-мный -- он же недаром кота Матроскина играл!

-- Да уж, специалисты говорят, что на примере кота Матроскина можно нарисовать весьма стройную экономическую теорию... Вот насчет "сокращения" персонажей: фильм "Ревизор", где вы сыграли Бобчинского-Добчинского...

-- Тут сократили исполнителя. Персонажи вроде оба на месте -- а играет один артист. (Смех.) Рыночный подход! А если серьезно, сначала, когда режиссер Сергей Газаров ставил "Ревизора" в театре Табакова и предложил мне это сыграть, я не поверил, во-первых, что это возможно, а во-вторых, что это не является недопустимым хулиганством по отношению к Гоголю. Но он сам очень хороший актер: показал мне буквально секундный фрагмент и очень меня увлек. Я несколько лет играл эту роль в театре. И когда Газаров стал снимать кино, меня позвал уже как проверенного артиста.

"ОЛИМПИАДА-80 У НАС БЫЛА ВМЕСТО КОММУНИЗМА"

-- Вы говорите, что семь лет не снимались в кино -- а ведь "Ревизор" был явно позже. Да и "Сибирский цирюльник" вас не обошел...

-- "Ревизора" я не считаю, поскольку это просто экранная версия театральной работы. А в "Сибирском цирюльнике" совсем маленький эпизод был.

-- То есть, жить в казармах и приучаться к воинской службе, как Меньшикову и другим "юнкерам", вам не пришлось?

-- (Смеется.) Нет-нет. Хотя даже для своего крохотного эпизода мы с Мариной Нееловой летали на съемки в Прагу. Марина -- маменька "Меньшикова", актриса, а я -- его дядя, эдакий приживала в ее доме. Но я отсчитываю семь лет от "Утомленных солнцем", где играл шофера. Я хорошо запомнил, когда именно это было, потому что мы снимали как раз во время осеннего путча 1993 года -- когда танки Останкино брали и т.д. У нас были натурные съемки в довоенном "элитарном" дачном поселке, а мне приходилось почти каждый день мотаться в Москву на спектакли.

Это было фантастическое зрелище: пустые улицы, на машине ездить -- одно удовольствие, никаких тебе пробок... В общем, столица выглядела точно как во время Московской Олимпиады, которая у нас наступила в 80-м году вместо коммунизма: тогда москвичи впервые увидели изобилие в магазинах, импортные товары, финскую колбасу "выкинули". А чтобы народ из окрестных областей не кинулся все скупать, въезд в Москву иногородним был на время Олимпиады перекрыт. Всех лишних людей, включая детей, из Москвы удалили, и она стояла совершенно безлюдная и тихая. Зато милиции было столько, что ее-то, судя по всему, со всей страны свозили.

"ЕСЛИ АРТИСТ СЧИТАЕТ СЕБЯ ВОСТРЕБОВАННЫМ НА СТО ПРОЦЕНТОВ -- ОН НЕ АРТИСТ"

-- Авангард Николаевич, а правда, что Михалков в свое время снял продолжение "Механического пианино", и вы тоже были в этом фильме заняты?

-- Это было не продолжение "Механического пианино", а фильм о Чехове. Снимал его Михалков по заказу итальянского телевидения. И по-моему, фильм получился весьма любопытным.

-- Почему же его не увидели наши зрители?

-- Насколько я знаю, Михалков хотел сделать из этого телефильма полнометражную картину, но что-то там не сложилось.

-- Возвращаясь к началу нашего разговора... В том ворохе хвалебных рецензий о спектакле "Не все коту масленица" была лишь одна откровенно скептическая статья: театральный критик Александр Соколянский как бы сквозь зубы процедил, что артист, дескать, кидается в режиссуру, когда он не востребован как артист. Может, он прав?

-- В какой-то мере, конечно... Но с другой стороны, покажите мне артиста, который был бы абсолютно доволен своей судьбой и считал бы, что он востребован на все сто процентов. Более того, если актер так считает -- то ему уже в профессии делать нечего. А мне нравится ставить спектакли, и я буду делать это независимо от того, нравится ли это Соколянскому.

-- А в кинорежиссуру никогда не хотелось податься?

-- Нет, я трезво отдаю себе отчет в том, что я этого не умею. В кино надо начинать мальчишкой -- тогда, может быть, к старости научишься снимать. В театре я еще кое-как могу с пьесой управиться: я ставлю ее именно как артист, и моя главная задача -- раскрыть каждый образ, чтобы каждый актер, занятый в спектакле, показал себя как можно лучше. И я знаю, как это сделать. А в кино у нас сейчас даже самые талантливые профессиональные режиссеры без работы сидят -- денег нет. Так что, если уж деньги появятся, пусть снимают люди, которые знают в этом толк. А я с удовольствием буду играть в их фильмах. Если, конечно, позовут.