Выпуск газеты Сегодня №141 (642) за 21.08.2000
"НЕ ЖИЗНЬ ПРОХОДИТ МИМО НАС, А МЫ ПРОХОДИМ МИМО ЖИЗНИ"
... Александр Пятков, (в миру Сан Саныч) -- воплощение обаяния, жизнерадостности, доброты. Тот редкий случай, когда совпадает экранное амплуа ("Сказка странствий", "Снежная королева", "Там, на неведомых дорожках", "Раз-два -- горе не беда", "Дерсу Узала", "Безымянная звезда", "Жестокий романс", "Визит старой дамы", "Тайна "Черных дроздов", "Менты", "Опять надо жить" и др. -- всего более 150 картин) и сущность человека. Имеет двоих детей -- тринадцатилетнюю Настю и девятилетнего Ильюшку. Наблюдая за ним на Международном детском кинофестивале в "Артеке", я пришла к выводу, что мир спасет все-таки доброта. Она, в конечном итоге, и есть, наверное, та красота, о которой говорил Достоевский.
"В ПЯТЬ ЛЕТ Я СКАЗАЛ, ЧТО ХОЧУ БЫТЬ СКАЗОЧНЫМ ГЕРОЕМ"
-- Сан Саныч, вы как никто много работали для детского кино. И на таком фестивале, должно быть, самый желанный гость.
-- Мне жаль, что я увидел здесь мало актеров, олицетворяющих детское кино. Это меня немножко озадачило, потому что они были для многих детей воплощением доброты и справедливости мира. К сожалению, сказок больше не снимают... А маленький народ в них по-прежнему нуждается.
-- Взрослые тоже нуждаются. Я, например, до сих пор с огромным удовольствием смотрю сказки.
-- В этом-то и трагедия нашего общества, не способного людям дать ощущение психологического комфорта, надежды. Я до сих пор помню свою первую в жизни сказку. В пять лет посмотрел "Илью Муромца" и заявил, что хочу стать сказочным героем.
-- И стал им.
-- Самое интересное, что да. На III Московском кинофестивале я получил первый приз за исполнение роли русского богатыря. Обидно, что этот персонаж, который сегодня мог бы вполне противостоять супермену в нашем кино, впоследствии никак не был развит.
-- Сегодня на смену русским богатырям пришли новые русские...
-- Зря. Потому что образ-то примитивный! А в сказках ненавязчиво рассказано, как нужно жить. Нельзя же вечно играть только на низких человеческих страстях. Доброе и вечное создается не на этих уровнях!
-- А может им не нужно доброе и вечное?
-- Им -- точно не нужно. Но мне так жалко, что пропадают у нас великие актеры и режиссеры.
-- Сан Саныч, получается, что вы сегодня без работы?
-- Ой, нет. Работы хватает. Во-первых, мне повезло, что я попал в программу "Колесо истории" к Лене Якубовичу -- я там работал 4 года. Это было счастливое время -- там я успел переиграть десятки ролей -- бояр, купцов, царей, крестьян, -- одним словом, всех российских персонажей.
-- А почему программу закрыли? Леонид Якубович, помнится, рассказывал мне об этом с большой горечью.
-- Раньше было больше рекламы и программа себя окупала. После 17 августа это закончилось. А потом, Якубович вел на этом канале еще несколько проектов -- это не очень устраивало руководство. Ну и наконец, любой проект на ТВ себя исчерпывает. Хотя, "Колесо" любили в Штатах, Израиле, Франции.
"Я РАБОТАЛ НА 25-м КАНАЛЕ, РУКОВОДИТЕЛЬ КОТОРОГО БЫЛ ИРАНСКИМ ШПИОНОМ"
-- Я слышала, что вы работали не только на российском телевидении...
-- Да, и на американском тоже.
-- А как вы там оказались?
-- Случайно.
-- То есть я права, когда сказала при первой встрече с вами, что в вашей внешности есть что-то авантюрное?
-- Еще как правы. В 1991 году, закончив с Розенбаумом фильм "Побег на край света", я улетел в Америку, где я должен был играть в 10-серийном проекте Армана Хаммера -- история простого русского парня на фоне истории России ХХ века. И тут Хаммер умер. А уезжать не хотелось... Я совершенно случайно познакомился с руководителем 25-го государственного канала США -- дядюшкой Серим Хаттиби, который впоследствие оказался иранским разведчиком...
-- (Озадачено.) Почему именно иранским?
-- Это сакраментальный вопрос. Я бы сказал так: почему бы и нет? Короче, я ему настолько понравился, что он предложил мне у них поработать президентом канала, а сам стал гулять, пить, и я ему только приносил сюжеты.
-- Похоже на анекдот или на роман Грем Грина "Наш человек в Гаване".
-- И тем не менее это правда. Мы с моим другом фотографом Володей Маслякиным сделали десятки репортажей для американцев -- о Крамарове, Олеге Видове, сняли фильм о русской эмиграции, жизни и смерти Джека Лондона. Я очень люблю этого писателя... Эти 4 месяца были интереснейшими днями моей жизни.
-- Если все так хорошо складывалось, почему же вы не продолжили сотрудничество с этим "иранским шпионом"?
-- Потянуло на Родину. Знаете, есть такое русское слово "ностальгия". И потом, у меня в Москве родился сын. Мама загрустила, жена заплакала... И я уехал. Но со мной же всегда что-то случается. Одним словом, прилетел я прямо на баррикады -- приземлился я в Шереметьево 19 августа 1991 года. (Начинаем оба хохотать -- Авт.). Потом все дружно заявили мне, что я идиот, как-будто я мог предвидеть такой поворот событий.
"МНЕ УДАЛОСЬ ПОНРАВИТЬСЯ КУРОСАВЕ"
-- О вас рассказывают, что вы вечно попадаете в какие-то переделки, но выходите сухим из воды -- то самостоятельно причаливаете яхту с пьяной командой к берегу, то еще что-то в этом роде. Одним словом, человек фантастического везения. Как все авантюристы -- в хорошем смысле слова.
-- Не могу сказать, что я невезучий. Есть такой момент. Но все-таки я много делаю для того, чтобы мне повезло. Одна из моих любимых поговорок -- "Не жизнь проходит мимо нас, а мы проходим мимо жизни". Что касается авантюр, американцы мне говорили: "Мистер Петков, вы -- авантюрист", на что я им отвечал: "Послушайте, Америку сделали авантюристы, а я просто -- один из них". Но авантюра должна быть точно продумана и рассчитана, иначе она превращается в глупость.
-- Расскажите историю, как вы попали в одну из первых своих картин -- "Дерсу Узала" Куросавы.
-- Я и мечтать не мог о том, что мне так повезет. В то время я работал в Театре Сатиры, играл с Андреем Мироновым, Татьяной Пельтцер, Анатолием Папановым... А Куросава искал на "Мосфильме" среди фотографий актеров, которые могли бы по внешнему типажу сыграть у него казаков. Когда меня пригласили на встречу с Куросавой, я чуть дара речи не лишился, вел себя так, как-будто меня скипидаром накололи, выкрикивал какие-то приветствия на всех языках мира.
-- В итоге вы снялись в картине, которая впоследствие получила "Оскара"...
-- Видите, с одной стороны, чистое везенье -- что на "Мосфильм" пригласили, что обратили внимание на мою фотографию. А с другой... (Смеется.) Я же сумел ему понравиться!
-- Будущей жене Людмиле вам так же легко удалось понравиться?
-- Ну, в общем это было нетрудно. Мы познакомились на съемках "Жестокого романса" Рязанова и много лет встречались...
-- А жене своей Людмиле вы тоже сразу сумели понравиться?
-- В общем-то, да. Мы познакомились в Костроме на съемках "Жестокого романса". Встречались потом много лет...
-- Учитывая, что ваш единственный брак был поздним, рискну предположить, что вы просто боялись жениться.
-- Боялся. Кроме того, я очень влюбчивый человек.
-- А потом мама опять начала плакать. Вслед за ней заплакала невеста...
-- (Смеется.) Именно так. И я женился.
-- Скучно ли быть женатым человеком?
-- Да ты что! У меня очень веселая жена -- она мне устраивает "веселые дни". Когда мы выясняем отношения, то это происходит чисто в итальянском стиле. Теперь я жалею, что три года не женился на ней и доставил ей много страданий. Знаете, как бывает? Человеку идет счастье, а он не видит, что оно рядом. Так что не пропускайте своего счастья. Бунин говорил замечательные слова: "Не искать, но и не пропускать".
-- А правда ли, что судьба не любит, когда с ней торгуются?
-- Очень не любит. Бог не прощает этого.
-- Сан Саныч, говорят, что вы скоро приедете на несколько дней в Киев.
-- На съемки. Я снимаюсь в новой картине Василия Панина "Залив страстей". История любви. Потом будет картина "Франсуаза" по рассказу Мопассана "В порту". Это тоже про любовь. Вообще, должен сказать, что единственное, что я умею хорошо играть -- это любовь. Кроме того, занят концкертами ?-- работаю в оркестре Анатолия Полетаева. Собираюсь записать альбом русских и итальянских песен. Слава Богу, жизнь нескучна.
Очень люблю Киев. Между прочим, с вашим великим актером Авмросием Бучмой мы состоим в родстве. Мой дед Андрон был его двоюродным братом. Впоследствие он отправился к Петлюре и стал у него министром. Знаю историю, что они с Бучмой разодрались из-за какой-то шубы и покинули дом бабушки. Но на этом их история не закончилась -- бабушка мне регулярно рассказывала о них. Так что не могу не любить этот город и ваших замечательных людей.