1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №143 (644) за 23.08.2000

НАРОД ВАЛИЛ НА ЯРМАРКУ ТОЛПОЙ

Отшумела Сорочинская ярмарка. Полсотни тысяч квадратных метров "чистого поля", отведенных под торговлю и веселье, опустели. Организаторы говорят, что в час прибывало по 6 тыс. гостей. Благо, под открытым небом места хватило всем, а вот гостиница (в нелетние месяцы здесь размещается интернат) всех желающих, увы, не вместила.

СОРОЧИНЦЫ ОБЯЗАНЫ ГОГОЛЮ И... ХРУЩЕВУ

В Украине ярмарки известны еще с ХVI века. Это были ежегодные периодические торги, которые проводились практически повсеместно. "Свою" ярмарку имело каждое более-менее крупное село. Как правило, праздник торговли продолжался две недели. Со всех сторон свозили зерно, муку, соль, вяленую рыбу, деготь, скотину, сукно, разную домашнюю утварь. Здесь же, возле торговых рядов, обязательно устраивались различного рода зрелища с участием сельских "музык" -- людей талантливых от Бога, но без академического образования. Народ приходил не только что-то купить или продать, но также отдохнуть и повеселиться. Так что знаменитая Сорочинская, скорее всего, в прошлом веке была самой рядовой -- одной из тысяч "на теренах" Украины. Известность же приобрела разве что благодаря Н.В. Гоголю.

С приходом большевиков ярморочную торговлю прикрыли. В стране воцарились голод и разруха, продавать было нечего. Молодое государство училось все и вся планировать: кому, сколько и чего выращивать, производить, вывозить и даже есть. К тому же всякие там увеселительные мероприятия, характерные для таких событий, и вовсе классифицировались как матерый национализм.

Возродили Сорочинскую ярмарку в 1966-м, при Никите Сергеевиче, и с тех пор она проводится ежегодно. Мало кто знал, что в те годы многие хозяйства приходилось загонять палкой на этот праздник плодородия, зато компартийное начальство могло наглядно показать отеческую заботу о народе и традициях.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Говорят, места на ярмарочной площади начали занимать за несколько недель до ее официального открытия. "Мы такого наплыва и не ожидали -- втрое больше народу, чем в прошлом году", -- рассказывает Владимир Крутько, глава специально созданного ООО "Сорочинская ярмарка".

Кстати, о финансировании. Некоторым предпринимателям кажется, что плата за право приехать на ярмарку и получить "точку" -- слишком высока. Судите сами: предприятию, изъявившему желание поучаствовать, надо заплатить 150 гривен. Плюс по 60 гривен -- за каждый метр оборудованной торговой площади (минимальный размер -- 6 метров). Несложные расчеты показывают, что стоимость ларька в 25 метров выльется в 1650 гривен, которые надо выложить сразу! А ведь неизвестно еще, какая будет выручка. Правда, необорудованное "место под солнцем" (в буквальном смысле) стоит вдвое дешевле, но "под солнце" согласится пойти разве что частник, да и то не всякий. При этом практически за все услуги -- стоянка машин, проживание, питание, ксерокс, телефон -- надо платить дополнительно. И еще расходы на билеты, командировку... Не говоря уже о переводчиках, нотариусах и компьютерщиках, которые за свою работу выставили прямо-таки драконовские расценки.

Кое-кто из предпринимателей жаловался: заплатил накануне за гостиницу, однако позже оказалось, что мест нет. С водой -- тоже напряженка: иногда для того, чтобы помыть руки, надо отстоять очередь. А местная питьевая вода кажется человеку непривычному уж очень солоноватой -- настоящая минералка, хоть разливай ее прямо в пластиковые баллоны... Зато со светом проблем нет, и со связью все о'кей -- возле центрального входа обосновалась точка "Укртелекома". Можно звонить хоть в Америку.

Организаторы признают: до совершенства еще далеко, но ведь ярмарка получила статус национальной только с прошлого года. Государство помогает в основном морально, а не материально. В нынешнем году расходы на организацию торгово-культурного действа составили примерно полмиллиона гривен. Похоже, расходы окупятся: товарооборот в сравнении с прошлым годом уже удвоился -- до 40 млн. гривен.

Представители животноводческих хозяйств утверждают, что впервые проведенный аукцион по продаже племенного скота (пожалуй, самое эмоциональное на ярмарке зрелище) полностью оправдал их надежды. Хороший выторг получили предприятия агропрома, фермеры, мастера народных промыслов. Здесь же можно было преспокойно купить сок высшего качества и в два раза дешевле, чем в столице, нарасхват шли пиво и арбузы.

Приятно поразили стенды отечественной индустрии -- машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Немало было представлено известных заводов: "Мотор-Січ", "Полтавский турбомеханический", "Пожтехника", "Электромотор", "Миргородский завод минеральных вод". Оказывается, умеем делать и суперсовременные вагоны, и всевозможное оборудование. Большинство директоров не скрывали, что не надеялись на большие прибыли (ну разве можно на ярмарке продать вагон?), да еще и с учетом транспортных затрат, а хотели просто показать: вот мы такие есть, мы на плаву! В списке-каталоге участников, подготовленном организаторами, десять страниц мелким шрифтом -- вполне представительно. Всего же в Сорочинцы прибыли представители 400 промышленных предприятий из самых разных регионов.

Оживление наблюдалось у импровизированного салона легковых автомобилей. Многие интересовались, но никто не покупал. Самая дешевая марка, естественно, "Таврия" -- около 9 тысяч в национальной валюте, однако больше народу толпится у респектабельных авто запорожского и волжского производства.

Словом, Сорочинская ярмарка уже стала заметным событием в жизни державы. Свою лепту в единый патриотический настрой мероприятия внесли выступления известных поп-артистов, творческих коллективов, детских ансамблей и самодеятельности. Были и официальные лица во главе с вице-премьером по селу Михаилом Гладием, местным губернатором. Визит Виктора Ющенко, от которого ждали живого, неформального общения (а может быть, и чего-то большего), сорвался -- как нам объяснили, в последний момент. Но народ и без премьера не скучал.