1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №143 (644) за 23.08.2000

САМОЛЕТ "НОН ГРАТА"

В номере за 18 августа "Сегодня" написала о том, что некогда арестованный украинской Фемидой воздушный лайнер Ил-62М, принадлежащий египетской компании "Алим Эрлайнз" и ставший поводом для ответных арестов украинских морских судов, готов вылететь из Борисполя в Каир, к своим хозяевам. Вчера мы сообщили, что в прошлое воскресенье такой полет состоялся, но... Закончился он просто сенсационно -- лайнер не пустили в воздушное пространство Египта, ему пришлось возвращаться в Киев. Почему?

СЕРТИФИКАТ ОКАЗАЛСЯ ФАЛЬШИВЫМ

Еще в 1997 году "Алим Эрлайнз" заключила договор на ремонт своего Ил-62М с Бориспольским госавиапредприятием. Ремонт двигался, оплата не производилась, время шло... Египтяне о своем самолете как будто забыли. Когда все мыслимые сроки пребывания чужеземного лайнера на украинской земле прошли, а владельцы упорно не реагировали на наши призывы забрать самолет, этот вопрос, с подачи украинских таможенников, рассмотрел Бориспольский горсуд. Речь шла об ответственности за невывоз за границу предметов (то есть лайнера), ввезенных на таможенную территорию страны под обязательство об обратном вывозе. Ил-62М конфисковали в пользу Украины, хотя на самом деле никакой пользы нам от него не было. А была только головная боль, которая после судебного решения неожиданно и многократно усилилась. О самолете-ветеране, выпущенном в 1984 году и купленном египетской компанией у бывшей ГДР (говорят, на нем когда-то летал сам Эрих Хонеккер) вдруг узнали и заговорили очень высокие должностные лица в обоих государствах, на грани нормальных оказались отношения между Египтом и Украиной.

"Алим Эрлайнз" у себя на родине поднял большой шум по поводу якобы понесенных убытков и убедил суд Александрии принять решение о взыскании с украинской стороны аж... 12,5 миллиона долларов! Тут фокус состоял в том, что египетские бизнесмены, мягко говоря, ввели суд в заблуждение, предоставив липовый оценочный сертификат на самолет. Документ якобы был подписан директором узбекского завода гражданской авиации Н. Захаровым и содержал фразу: "...мы можем оценить данный самолет на сумму 12.500.000 долларов США". Когда стали разбираться, оказалось, что бумага подделана.

Но разобрались позже. А в апреле 1998 года решение Александрийского суда вступило в силу, и в его обеспечение египтяне принялись активно арестовывать зашедшие в их порты украинские суда -- об этом в свое время много писала пресса, так что останавливаться подробно не будем. Скажем лишь, что в конце концов египетская Фемида отпустила украинских моряков и постановила вернуть злополучный Ил-62М хозяевам. Пересмотрев решение Бориспольского горсуда, аналогичное решение принял Верховный Суд Украины. Несмотря на понесенные уже убытки, наши авиаторы с радостью на это согласились, довели ремонт лайнера до логического завершения (между прочим, за свой счет) и отрапортовали: готовы к передаче! Оставалось согласовать дату перелета и получить необходимые разрешения...

ПУЩАТЬ НЕ ВЕЛЕНО!

Но оказалось, что сделать это совсем не просто. Как будто какая-то могучая сила вмешалась и стала всячески тормозить процесс возможного возвращения самолета в Египет. Собственно, ничего странного в этом нет, если знать некоторые подробности деятельности "Алим Эрлайнз". Вот что написано еще в прошлогодней ноте нашего МИДа в адрес МИДа Египта: " Стремление фирмы "ALIM AIRLINES" затянуть процессы объясняется тем, что... она преследует в настоящее время только одну цель -- в одностороннем порядке отказаться от самолета, принудить Украинское государство вступить с ней в переговоры и добровольно заплатить ей 12,5 миллионов долларов США, зная о том, что факт фальсификации сертификата об оценке стоимости самолета... стал известен правоохранительным органам Узбекистана и Украины и что вопрос возбуждения уголовного дела по этому факту... является лишь вопросом времени".

Выяснилось, что египетская фирма купила в ГДР в свое время не один, а три таких самолета, отдав за все про все 4,4 миллиона дойчмарок -- по цене можно судить о состоянии лайнеров-ветеранов. Похоже, что летать на них никто и не собирался, самолетам изначально отводилась роль этаких "подкидышей". И одна из узбекских авиакомпаний попалась на этот трюк (в компетентных органах говорят, что за всей упомянутой аферой стоит бывший наш соотечественник по СССР, которому помогают несколько египтян). Узбекские спецслужбы поделились с нашими поневоле накопленным опытом...

Влияние фирмы на определенных египетских чиновников очевидно. Поначалу "Алим Эрлайнз", выполняя решение Апелляционного суда Каира от 22 марта 2000 года, определила дату доставки самолета в столицу Египта, как 3 мая с.г. Однако в компанию "Авиалинии Украины" эта информация попала лишь... 26 мая! Понятно, что выполнить такое решение было невозможно. После этого египетская компания на наши запросы просто не отвечала. Тогда "Авиалинии Украины" получили 5 августа в Апелляционном суде Каира исполнительную копию решения и через судебных исполнителей 13 августа, как выражаются дипломаты, пронотифицировали авиационные власти Египта (ЕСАА) о новой дате поставки -- 20 августа.

На просьбу украинской стороны направить по линии спецсвязи до 15 августа разрешение на перелет через территорию Египта и посадку в аэропорту Каира египетские авиавласти не откликнулись (хотя разрешения от других стран по трассе перелета были давно получены). Тогда наша делегация во главе с вице-президентом "Авиалиний Украины" 15 августа прибыла в офис Управления гражданской авиации АРЕ. И испытала настоящий шок, когда ей передали, что официальная встреча с руководителем департамента безопасности полетов может состояться только при условии присутствия там же представителей "Алим Эрлайнз". Причем на этой встрече обязательно пройдет дискуссия относительно выполнения судебного решения! Это просто не лезет ни в какие рамки: ни в одной стране, где действуют хоть какие-то законы, судебные решения не обсуждаются. Они обязаны только выполняться, о чем и было заявлено египетской стороне.

В воскресенье самолет с нашим экипажем долетел до границ воздушного пространства АРЕ, покружил там 10 минут и улетел обратно -- разрешения на пролет и посадку он так и не получил. Более того, наша делегация с судебным исполнителем изъяла в аэропорту Каира телеграмму египетского Минтранса с приказом ни под каким видом и предлогом не пропускать злополучный Ил-62М на территорию АРЕ. От такого поворота событий пришел в изумление даже генпрокурор Египта и пообещал, в случае предоставления необходимых документов, возбудить уголовное дело против должностных лиц, препятствующих выполнению судебного решения. В понедельник трехчасовым рейсом такие документы отправлены в Каир. Подождем следующего акта этой драмы...