1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №149 (650) за 02.09.2000

ПОДАЛЬШЕ ОТ ЦЕРКОВНЫХ ДОГМ -- ПОБЛИЖЕ К ПРИРОДЕ

В небольшом парке между Софийской и Михайловской площадями невозможно не заметить оригинальную статую языческого Бога Свитовида, на каменной шапке которого регулярно появляются венки из живых цветов. Считая место культовым, язычники проводят здесь свои богослужения уже семь лет -- именно столько в Киеве существует громада украинцев-ридноверов, которую возглавляет волхвиня Зореслава.

Сегодня только в столице официально зарегистрировано больше полутысячи религиозных организаций, представляющих 67 разнообразных течений. 10 лет назад их было в 30 раз меньше!

-- Ничего удивительного, -- говорит волхвиня Зореслава. -- Многих людей, в особенности молодежь, не удовлетворяет устарелость и закостенелость церковных догм, призывающих к отречению от мира и рабскому смирению. Вот почему успех имеют миссионеры, появляются "белые братства" и иже с ними, а возрождение светлых, свободных этнических религий -- это естественный эволюционный процесс, который наблюдается во всем мире: в Англии, Франции, Германии, Литве, Польше, Греции.

В язычестве нет принуждения и воинственности. А это одно из главных условий мирного существования людей, считает волхвиня. Живут язычники по принципу: не делай другому того, чего себе не желаешь. Считается, что все плохое воздастся с лихвой, если не в этой жизни, то в следующей. Тело человека -- всего лишь одежда, которая со временем снашивается, а потом душу "одевают" в другой "костюм". Поэтому нужно стремиться жить достойно, чтобы в следующей жизни не было "мучительно больно". Есть у язычников и свои заповеди: не отрекайся от корней своих, не оскверняй душу, будь терпеливым, не разрушай природу, не отдавайся в рабство, не потакай врагам.

К самой волхвине Зореславе прозрение пришло через... науку. Кандидат философских наук, профессор кафедры этнокульторологии прекрасно знает историю, этнографию, неплохо разбирается в астрономии и астрологии, переводит со старославянского.

-- Поразмышляв над Библией, я поняла, что мой Бог должен быть не библейским. Поиски "своего" Бога привели на собрание РУНвиры. Снова не то. Кстати, нас часто путают с рунвировцами, но это искусственная религия, созданная американцем Львом Силенком, который умудрился сотворить некий симбиоз из буддизма, зороастризма, джайнизма и других религий мира, где главным Богом фигурирует Даждьбог. (Украинцы купились на эту идею, потому что она поначалу выглядела патриотической.) В 1993 году меня поддержала группа единомышленников, и вскоре мы отметили первый праздник -- Рождество. Исключительно по дохристианским обычаям наших предков: с кутей, Дидухом, молитвами нашим Богам.

По данным официальной статистики, ридноверские организации составляют 0,2 % всех верующих. Ее члены издают журнал "Сварог", организовали свою школу. А недавно даже сыграли первую свадьбу. Главные языческие праздники привязаны к солнечному циклу. Это Рождество Божича, Великдень (не путать с христианской Пасхой), Купало и Свитовид. Обычно они отмечаются на природе, где одетые в вышиванки язычники плетут венки (священные ритуальные атрибуты почти каждого обрядодействия), молятся Богам, танцуют, поют, общаются за праздничной трапезой -- братчиной. Обязательной составной каждого празднества является ритуальное жертвоприношение. У христиан это чуть ли не главный аргумент "нехорошести" язычников. Но славяне, как утверждает волхвиня Зореслава, никогда не приносили человеческих жертв. Главным подношением был священный напиток сура, приготовленный на меду и травах, который проливают в огонь. Боги, "пробуя" угощение, как бы присоединяются к людям, заряжают их позитивной энергией, дают радость и просветление.