1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №150 (651) за 04.09.2000

ПОЧЕМУ ТРАМВАЙ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ СКОРОСТНЫМ?

"Киевский общественный транспорт абсолютно рентабельный, при том, что нигде в мире он до сих пор не приносит прибыли и выживает только за счет дотаций", -- писали центральные газеты. Было это в далеких семидесятых.

-- Так уж повелось с незапамятных времен, что городской житель, в каком бы отдаленном районе не жил, неизменно горит желанием попасть в центр города, -- рассказывает Виктор Резников, начальник электротехнического отдела "Киевинжпроекта". -- Явление это наблюдается не только в нашей стране. Как не изворачивалась отечественная и зарубежная инженерная мысль, как не перестраивали города и не перекраивали транспортные пути, все дороги все равно ведут к центру.

В 70-е годы тогда еще совсем новый район Борщаговка оказался практически "оторванным" от города. В эту отдаленную местность, грохоча и шатаясь, ходил лишь обычный трамвайчик. Маршрут пролегал по ул. Борщаговской, бул. Лепсе, Брест-Литовскому проспекту, оттуда -- к Воздухофлотскому мосту и ул. Саксаганского. Чтобы преодолеть этот путь, требовалось минимум 50 минут. Жители Борщаговки, не выдержав нервотрепок в "круизах", взбунтовались и потребовали у властей комфортную и быструю доставку в центр.

Столичное начальство решило, что метро строить тут пока рановато (всего 100 тысяч населения -- не повод для этого), да и дороговато. Наибольшую выгоду может дать линия скоростного трамвая. Такой вид транспорта в то время уже был в Австрии и Германии. Прелесть его в том, что из пригорода или отдаленных районов города на довольно большой скорости мчится трамвай, ближе к центру сбавляя темп. То есть при необходимости он превращается в тихоход, аккуратный, верткий, проворно шныряющий по старым переулкам. Сказано -- сделано. В 1978 году специально для скоростного трамвая разработали обособленный маршрут, который на всем протяжении пути (9 км), нигде не пересекался ни с пешеходами, ни с автомобилями. С окраин до площади Победы трамвай "бежал", а до Дворца спорта "шел". Три моторных вагона в скоростном режиме развивали скорость до 60 км/ч. Это при том, что за 60 минут через одну станцию проходило 43 поезда. Одновременно трамвай перевозил 400 пассажиров, за час -- 25 тысяч. Такую нагрузку в то время имел Ереванский метрополитен, но строительство и обслуживание его обходилось государству в 10 раз дороже.

При строительстве линии был сделан цельносварный бесстыковый трамвайный путь протяженностью в 7 км. От улицы Гната Юры до площади Победы нет ни сварочных швов, ни стыков. Это киевское чудо никто до сих пор не может превзойти. Кроме того, еще 22 года назад столичные инженеры разработали автоматическую блокировку движения и регулирования скорости. Даже сейчас такие установки считаются весьма прогрессивными, а тогда это было на грани фантастики. Важно было иметь и соответствующий подвижной состав, который мог бы развивать немалую скорость. Лучше всего подошел так называемый Т-3. Эту машину американцы разработали еще в 1936 году. Потом ее позаимствовали чехи, а затем -- мы. Раритетные модели трамвая -- легенда электротранспорта -- до сих пор бегают по нашим рельсам.

В троллейбусно-трамвайном управлении скоростной трамвай был на особых правах. Если проезд в обычном трамвае стоил 3 коп., в троллейбусе -- 4, то в скоростном трамвае -- 5 коп. (вырученные средства использовались исключительно на содержание этого вида транспорта). После Киева скоростной трамвай появился в Волгограде, но экономической выгоды достигнуто не было: его пустили под землей, а это лишние и ненужные растраты. Кроме того, подземный трамвай на глубине невыносимо грохочет. Аналогичная история получилась и в Кривом Роге, где подземные станции додумались еще и пышно оформить.

Сегодня скоростной трамвай из сенсации превратился в обыденность. Из трех вагонов к сети подключен лишь один, а остальные шатаются как тележки. И скорость, и частота передвижения уменьшились. За час перевозится всего 13 тыс. пассажиров со скоростью 30 км/ч. За последние восемь лет количество вагонов уменьшилось на 300. В неисправность пришли и пути, а ремонтировать их не за что. Теперь полный маршрут трамвай проходит на 15 минут дольше, чем 20 лет назад. Может, потому, что стоимость проезда в "скоростном" сравняли с другими видами транспорта, а средства пошли в общий котел?

Кстати, за границей скоростной трамвай сегодня -- самый популярный вид транспорта. Например, в Париже. Столица Франции сильно страдает от заторов и пробок, а передвижение в таком трамвае -- верный и надежный способ вовремя добраться до работы.