1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №151 (652) за 05.09.2000

НАДО ЛИ КИЕВ РАЗРУШИТЬ, ЧТОБЫ ПОТОМ ПОСТРОИТЬ?

Сегодняшнего гостя редакции многие считают противником всех столичных новостроек. Точнее, всего нового, что появляется в центре Киева. "Приостановил очередное строительство, потому и опоздал", -- извинился Руслан Кухаренко, начальник Управления по охране памятников истории, культуры и исторической среды Киева.

ПОЗОРНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

-- Испокон веков Киев строился по очень простому принципу: храм, колокольня, вокруг них невысокая застройка. Каждая улица к середине незначительно вырастала и снова "падала" -- к следующему храму. Но когда столица переехала из Харькова в Киев, в 1934-1938 годах планомерно были уничтожены 69 культовых сооружений -- надо же было искоренить религию. Вместо Никольского Столбового монастыря появился шикарный дом с прекрасными квартирами для работников Совнаркома, вместо Георгиевской церкви -- для красных командиров... Архитекторы того времени проповедовали: "Чтобы что-то новое социалистическое построить, надо старое мещанско-поповское разрушить".

Киев сильно пострадал во время войны, но не весь Крещатик был в руинах. Дума, например, была в нормальном состоянии. Хороший хозяин восстановил бы те красивейшие здания, как это сделали поляки. Сегодня тысячи туристов наслаждаются "старой" Варшавой, не подозревая, что она построена после войны.

-- Вы же не спорите, что Крещатик и сегодня красив. Если на той же Бессарабке появится, как предлагается, 40-этажный торгово-офисный центр, не исключено, что через 50 лет наши потомки скажут: "Это здорово!".

-- Не скажут, потому что подобных высоток полным полно во всем мире. Да, послевоенный Крещатик -- прекрасен, но построен он на отрицании того, что было раньше.

-- Вся Европа тогда отстраивалась...

-- В 40-50-е годы американцы вложили много денег в восстановление Германии. Исторические места реконструировали таким образом: оставляли по периметру старую застройку, а в центре дома возводили "столб" -- бетонный каркас, заполненный стеклом. Сейчас немцы рассматривают это как одну из самых позорных страниц в истории градостроительства, потому что исчезла оригинальная, свойственная каждому отдельному городу архитектура. Так были уничтожены Стокгольм, Мюнхен, частично Ливерпуль... Тогда мировая общественность поднялась на защиту городов, что вылилось в соответствующие международные хартии. Наваждение закончилось в 60-х. С тех пор в Париже, например, ни одного небоскреба не появилось. Один -- на Монпарнасе, и то были большие "разборки". В Стокгольме проблему решили еще радикальней: новострои последних десятилетий примерно к 2030 году нужно будет реконструировать, вместо этого их разберут и начнут восстановление города XIX века.

КАК РУГАЮТСЯ ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЗОДЧИЕ

-- Получается, что Киев сейчас повторяет ошибки европейских столиц 50-х годов?

-- Вот именно! Если для петербургских зодчих слово "снести" звучит как ругательство, то для киевских -- как нечто само собой разумеющееся. Украина признала европейские хартии по защите исторической среды, еще в 70-х был принят соответствующий закон, разработаны нормативные градостроительные документы. Они положены в Генплан развития Киева 1986 года (действующий до 2005 года), где утверждено, что застройку Киева в целом нужно вести 9-16-этажными домами, а в центре -- только по индивидуальным проектам и только от 2 до 7 этажей. Тот же Бессарабский квартал относится к зоне охраны памятников, а это значит, что о 40-этажных зданиях и речи быть не может. Почему появляются решения, которые противоречат множеству законодательных актов, в том числе закону об историко-культурном наследии, который недавно был подписан Президентом Украины? Это вопрос к главному архитектору города.

-- Много таких нарушений?

-- Свежий пример. На улице Лескова строится высотный жилой дом в пределах Киево-Печерской крепости. На территории заповедника "Древний Киев" по улице Хорива тоже ведется несогласованное строительство, хотя по закону о столице согласование с нашим управлением обязательно. Мы подаем предписания в прокуратуру -- около 20 в месяц, приостанавливаем работы. Думаете, легко это сделать? Иногда даже милицию подключаем. Увы, и этот способ, и штрафы достаточно неэффективны.

НЕ НАВРЕДИ!

-- Вернемся к Бессарабке. Вы ждете, пока начнется строительство, а потом будете его приостанавливать?

-- Нет, не жду. Я просто не дам этому строительству начаться! В последние годы было множество нарушений (по ул. Владимирской, 12, ул. Красноармейской, 62, ул. Пушкинской, 28, и др.). Киевский городской голова Александр Омельченко принял решение о недопустимости повторения подобных ошибок. Существующие строения Бессарабки -- высококлассные отели "Берлин" и "Орион" -- были построены в начале ХХ века. Согласно действующему законодательству, мы должны отреставрировать их вместе с экстерьерами и интерьерами.

-- На это нужны немалые деньги. В горбюджете их нет…

-- (Перебивая.) Есть! В Киеве наметилось серьезное бюджетное оживление. В позапрошлом году только на реставрацию нам выделили 800 тыс. грн., в прошлом году -- 1,5 млн., в этом году мы должны освоить 3 млн. грн.

-- Мы входим в третье тысячелетие. Должна развиваться и современная архитектура. В том же Париже есть район Де Фанс -- небоскребы, офисные центры, зеркальные окна...

-- Де Фанс построен в 20 километрах от Парижа специально для того, чтобы перетянуть бизнес-активность в город-спутник. Площадь застройки Киева занимает 300 кв. км, исторической среды -- 60. Никто не препятствует застройке города вне этой законсервированной территории. Вот пример -- Левобережный центр, давно "намытая" территория, прекрасное место для развития киевского Де Фанса. Еще один аргумент: в Киеве резко увеличился и продолжает расти парк автомобилей. Городские власти это понимают, расширяют улицы, где это возможно. Что будет, если на Бессарабке построить новый офисный центр такого масштаба, как предлагается? Туда надо завезти около 200 тысяч человек, столько же вывезти, всех их напоить, обеспечить туалетами, стоянками для автомобилей... Представьте себе Бессарабку в 9 утра и в 18 вечера -- она задохнется. Архитекторам, как и врачам, следует придерживаться заповеди "Не навреди!"

ХРАМ НА КРЫШЕ

-- Кто хоть раз возил иностранцев на Троещину?

-- Мы. Для общего развития.

-- Согласитесь, что все они топчутся на Михайловской площади, снуют между Софией и Михайловским, в Лавре, на Крешатике и Подоле, -- продолжает Руслан Иванович. -- Люди стремятся к тому, чего они никогда не видели, а такой архитектуры, как в Киеве, нигде в мире нет. Печерское, Липковское, Старокиевское, Щекавицкое, Кирилловское плато островками разместились практически на одной горизонтали. Все они венчались храмами. Каждые 150-200 метров была золотая баня. До Киева оставалось еще три пеших дня, а уже были видны золотые купола и слышен перезвон колоколов. Представьте: Выдубицкий, Ионовский монастыри, далее -- церковь Рождества Богородицы, рядом еще одна церквушка, Лавра -- Успенский собор, колокольня, Спас на Берестове. Еще 150-200 метров -- Мазепинский храм, чуть дальше -- Малый Никола, церковь Св. Александра Невского, Михайловский Златоверхий, София, Андреевская церковь. На Подоле -- просто россыпи золотых бань. Венчает эту всю панораму едва ли не церковь в Вышгороде, а перед ней -- Кирилловская церковь и колокольня.

-- Теперь утраченное восстанавливаем. Надо понимать, Михайловский и Успенский -- только начало. Какой храм следующий? Десятинная?

-- Есть указ президента, распоряжение киевского городского головы о восстановлении Десятинной. Проблема в том, что специалисты до сих пор не знают, в каком состоянии ее фундамент, поскольку он находится в так называемой зоне размораживания. Вряд ли можно будет восстанавливать Десятинную на "родном" фундаменте. Лучше всего провести археологические исследования, законсервировать настоящие остатки и создать музей. А вот на его крыше, своеобразной платформе, можно строить храм или небольшую часовню -- достоверно ведь неизвестно, какой была Десятинная. В Екатерининском приделе Михайловского Златоверхого, например, можно спуститься по ступенькам к фундаменту храма XII века. Там есть алтарь, похоронены человеческие останки, найденные во время раскопок на территории монастыря. То же в Успенском соборе. Главное, чтобы настоящие остатки храмов дошли до наших потомков и через несколько тысяч лет.

ИНВЕСТОРЫ И МЕЦЕНАТЫ СНОВА В МОДЕ

-- В Питере есть люди, которые жертвуют немалые деньги на возрождение не только храмов, но и других памятников архитектуры. Как в Киеве обстоят дела с меценатами?

-- Лед тронулся. Одна из фирм недавно предложила нам бесплатный материал для покраски корпусов Киево-Печерской лавры. Есть жертводатель, который заказывает копию серебряных царских врат для иконостаса Успенского собора. Но пожертвования на памятники истории и культуры только тогда войдут в моду, когда будет урегулировано законодательство, и это будет выгодно жертводателям. На Западе, например, есть такая практика: если у вас в частной собственности дом-памятник, вы обязаны его отреставрировать. Владелец при этом получает массу льгот (в налогообложении, прежде всего), есть определенные дни и часы, в которые он обязан пускать в дом посетителей -- за деньги, естественно, которые потом используются на содержание и реставрацию памятника.

-- Одна из проблем города -- всевозможные надстройки, мансарды, евроремонты, которые нередко приносят ущерб домам.

-- Если крыша протекает и в ужасном состоянии водосточные трубы, а у жэка нет возможности и денег сделать ремонт, дом приходит в непригодность. Хорошо, если находится инвестор, который может полностью отремонтировать фасад, построить мансарду, привести в порядок подъезд. Главное, чтобы при этом не нарушался первозданный вид памятника. В Киеве, например, около 4 тысяч самодельных балконов, с ними надо бороться.

НУЖНА ЛИ ДОРОГА, КОТОРАЯ НЕ ВЕДЕТ К ХРАМУ?

-- Руслан Иванович, каким вы видите Киев будущего?

-- Тем домам, которым сейчас 100 лет, будет уже 200-300. Я вижу их отреставрированными, с возвращенными интерьерами. Надеюсь, в архивах будут найдены и восстановлены все присущие им элементы -- лепнина, решетки, парапеты, купидончики, купола... (Киеву был свойственен парижский дух -- мансарды и купола с флагами были чуть ли не на каждом доме.) Оригинальные фасады, со вкусом оформленные витрины, развитая подземная инфраструктура, отсутствие транспорта в центре, множество пешеходных зон, как в европейских городах. Много туристов. И еще. Раньше все киевские дома ориентировались на храмы. Едете по Большой Васильковской -- видите Софию, по Брест-Литовскому шоссе -- Владимирский собор... Помните уже ставшую классической фразу: зачем нужна улица, которая не ведет к храму? В Киеве не должно быть таких улиц.