1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №151 (652) за 05.09.2000

КОНФЕТЫ В ТЕАТРЕ ЕЛИ ВСЕГДА

Началось все весьма тривиально: из Национального театра имени Ивана Франко позвонил замдиректора по творческим вопросам Валерий Гайдабура с рассказом о предстоящих премьерах и гастролях. Заодно по секрету поделился тайной радостью: во время грандиозного ремонта, который сейчас идет в театре, решили проверить устойчивость одной из колонн, с каковой целью вскрыли старинный пол и... "Что, неужели клад нашли?" -- "Ну... в общем, да".

Из-под деревянных половиц извлекли огромный ворох слежавшейся пыли, а в нем -- все, что попало в узкую щель между досок за сто лет: билеты в театр "Соловцовъ" за 1909 и 1911 годы, записку от некоего артиста с извинениями, дескать, заболел и на репетиции быть не смогу и... целую гору конфетных оберток -- дореволюционных, сразупослереволюционных, послепослереволюционных. От произведений "Товарищества Абрикосова" "Манру", "Шоша", "Діаболо" (ах, какая там изображена дамочка! шляпа -- размером с приличный круглый стол!) до "наркомхарчопромовских" фантиков "Чапаев", "Тачанка", "Счастливое детство". А "Барбарис" -- и с "ятями", и без! Вот вам, пожалуйста, получите вещдок: гремят революции, рушатся империи, сменяются правители -- ерунда! -- зритель во все времена все равно упрямо уплетает сладости, шурша фантиками и мешая говорить Юреневой ли, Бучме ли, Ступке ли...

Ой, я зря я себе думала: мол, сфотографирую фантики -- и восвояси! Валерий Михайлович Гайдабура заводит меня на балкон бельэтажа: "Вот -- то самое место. Вот колонна, а вот и ямка, из которой извлекли..." А вокруг кипит работа, зрительские кресла из зала вынесены, леса -- под самый-самый потолок (говорят, здесь сейчас собраны лучшие реставраторские силы Украины). Рабочие-реставраторы заинтересовались: "Вы журналист? А розочки вы уже видели? Нет?! Ну так прыгайте к нам -- мы вас проведем". Эх, была не была: прыжок с балкона -- и я у них в руках. В прямом смысле слова. Перепрыгивая с доски на доску, то поднимая ноги, то пригибая голову, пробираюсь к указанному месту, комментируя: "Это же надо! С детства по этому театру лазила, но чтоб вот так!.." И обалдело замолкаю: реставраторы вскрыли слой краски аж до 1898 года и обнаружили, что центр каждого витиеватого "медальонаха" (а таковые украшают каждый балкон театра) расписан розами, либо азалиями, либо еще какими цветами. А знаменитая изящная головка на потолке оказалась шатенкой! Или, вернее, шатеном. Ибо то, что мы принимаем не то за барышню, не то за амурчика, по легенде -- портрет самого Николая Николаевича Соловцова, хозяина театра и антрепренера русской труппы!

Кстати, к головке на потолке меня подводил уже другой "сусанин". "Анатолий Никифорович, начальник службы безопасности... труда", -- именно так он отрекомендовался, с многозначительной паузой и хитрым прищуром. Вообще, мне крупно повезло: обычно у одного экскурсовода бывает группа туристов, а тут мои экскурсоводы сменяли один другого, а находки и достопримечательности все не кончались и не кончались. Китель капитана 3-го ранга образца 1895 года, дореволюционные кирпичи (каждый -- с клеймом производителя), чердаки, подвалы...

Любой артист вам скажет, что играть на сцене Театра имени Франко -- это счастье. И дело тут не только в гордости и благоговейных мыслях о поколениях ушедших мастеров сцены. Хотите верьте, хотите нет -- но здесь совершенно фантастическая аура. Отсюда безумно трудно уйти -- так силен магнетизм этого места. А дело в том, что еще в конце XIX века здесь было... озеро. "Ставок" на большой усадьбе профессора Меринга. Мещане катались на лодочках, рыба плескалась, лягушки устраивали концерты. Потом озеро осушили, Соловцов построил театр, и с октября 1898 здесь стали играть спектакли. Но под франковской сценой до сих пор бьют ключи! Прямо под сценой -- родник. Правда, ни у кого руки не доходят его прочистить... Жаль -- был бы в театре собственный источник чистой пресной воды.

Театр имени Франко у нас поистине национальный -- не только по статусу, но и по характеру. Вот в прошлом году извлекли из стены в комнате отдыха для артистов старинный сейф. До сих пор неизвестно, что внутри. Говорят, система очень сложная. Нашли, правда, одного специалиста (может, не там искали? неужто уже и "медвежатники" в стране перевелись?), так тот запросил $300. Отказались. По сей день сейф закрыт. Делюсь своим возмущением с Богданом Бенюком: "Как же так? Год назад нашли -- и никто даже не попытался открыть? Это ж умереть от любопытства можно!" -- "Ну почему же "год назад нашли"? -- отвечает он. -- Мы всегда о нем знали. Мебелью заставили, чтобы вид не портил, и на его фоне телевизор смотрели". Ей-Богу, потрясающий народ!

Честно говоря, я уверена, там если поглубже копнуть да из всех углов пыль выгрести -- еще и не такое найдется!