1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №151 (652) за 05.09.2000

ИХ ДАЖЕ МОЛНИЕЙ НЕ ПРОШИБЕШЬ...

Напористость. Без нее Родион Лука вряд ли стал бы яхтсменом. Может, и стал бы, но таким известным -- чтоб на весь свет -- вряд ли... Сейчас он и его напарник Георгий Леончук оседлали технически суперсложную лодку "49 er", готовятся к Олимпиаде.

Пока мы едем в машине Родиона на Киевское водохранилище в яхт-клуб, рассматриваю красочные фотографии их яхты у берегов Австралии. Чудесные снимки унесли меня далеко -- в сказочный мир, где все залито солнцем, красавицы-яхты, распустив спинакеры, отдают синевой морской волны, лица ребят, стоящих в трапеции, светятся счастьем.

И вдруг -- стоп. Мы приехали на базу их дислокации под Вышгородом, в родной клуб. Да... унылая картина.

-- Родион, вас не смущает такая большая разница между элитными и нашими яхт-клубами?

-- Нисколько. (Улыбается). Мы -- романтики, нам и дикая природа нравится, и цивилизованный мир. А в нашем клубе чувствуем себя уютно. Что у бронвахты обшарпанный вид -- не беда, внутри там все по делу. Хорошее место, мы его любим таким, каким оно есть. Здесь мы выросли, стали спортсменами, отсюда вышли в люди, чего ж его не любить? Тренируемся только здесь. Нам никто не мешает, база хорошо охраняется.

ЧУДО "49 ER"

-- А что это за новый класс, названный очень странно -- "49 er"?

-- В английском звучании это означает "сорок девятый", -- объясняет Георгий. -- При весе корпуса в 95 кг длина его 4 метра 99 сантиметров. Имеет большую парусность. По бортам, будто крылья, выносные платформы, поэтому лодка напоминает самолет. На них и держат трапецию рулевой со шкотовым -- нога в ногу, плечо к плечу, откренивая лодку и уравновешивая паруса. Это новейшая конструкция, изготавливается из суперпрочных материалов -- карбона (углеволокна), стеклопластика. На пошив парусов идет кивлар, который легче шелка и прочнее металла.

-- Кто же такое чудо придумал?

-- Сейчас очень престижно вкладывать деньги в яхтостроение. Из года в год изобретаются сверхпрочные и сверхлегкие материалы, богатые фирмы соревнуются в постройке более современного парусника. Дизайнер сорокадевятки -- австралиец Джулиан Бесвейт. Он не только яхтсмен, но и владелец небольшого заводика. Вся его семья трудится там, отец -- хороший конструктор. Джулиан много ходил на 18-футовой лодке. Это традиционный австралийский класс. На протяжении 150 лет на нем устраивают гонки. Ходят на ней три человека. Бесвейт решил сделать лодку подобного класса, но более доступную, чтобы она была легче, меньше и рассчитана на двух человек. Идея создания сорокадевятки родилась в баре за кружкой пива в 94-м году, в 95-м они уже выпустили пару лодок, а в 96-м представили на конкурс претендентов в олимпийский класс.

-- Лодка, по-видимому, всем понравилась?

-- Безусловно. Яхта динамичная и зрелищная, летит, как "ракета" по воде. Из всех представленных на конкурс лодок "49 er" была самой легкой и самой быстрой. И конечно, стоило конгрессу Международного парусного союза включить новичка в олимпийскую семью, как весь мир "ломанулся" покупать эти лодки.

-- И вы вслед за всеми?

-- Когда я впервые увидел яхту на фотографии, она на меня такое впечатление произвела, что потерял и сон, и аппетит -- так захотелось ее освоить.

РОГОМ

-- Но лодка очень специфичная, на нее просто так не прыгнешь.

-- Не прыгнешь... Тут важно не упустить время. Я первым делом позвонил Леончуку и говорю: "Жора, есть такая лодка, не хочешь попробовать?" Он сразу согласился. Мы в одном клубе и у одного тренера -- Солдатова -- занимаемся с 92-го года.

Узнал, что оптимальный вес двух яхтсменов на лодку -- 155 кг. Нам не хватало 4 кг, но прибавить не проблема. Мы так загорелись этой яхтой, так захотели купить ее... Но в ответ только и слышали: это бесполезно, бесперспективно, это сложно, это не для вас. Сколько мы обили порогов, доказывая всем, что сможем, что яхта одинаково новая для всех и мы не хуже других. Показываем фотографии -- еще больше пугаются: "Это же не лодка, это самолет".

-- И что, ни один тренер вас не поддержал?

-- Многие были просто не заинтересованы в нас. Между классами существует внутренняя конкуренция. Введут новый вид -- это еще одна статья расходов, другим меньше достанется. В России такая же борьба внутри федерации, они до сих пор упираются рогом и не покупают сорокадевятку.

-- Как же вам удалось ее приобрести?

-- Это дело случая. Когда еще ходил на "Лейзере", случайно познакомился с представителями компании "ИСА", попал к ним на крейсерскую яхту "Мадонна". Во всем мире самые престижные регаты устраиваются в крейсерских классах. Богатые фирмы позволяют себе иметь такой парусник. В Киеве тоже проходят гонки среди "крутых" яхт. Я как-то слышал, что "Мадонна" не выиграла ни одной. Мы пошли на ней вроде для удовольствия -- и победили. Мне сразу предложили работать на яхте капитаном, пригласили к директору компании. Так познакомился с Олегом Андреичевым, страстным любителем парусного спорта. Он-то и помог с приобретением лодки. И еще Влацлав? Кочеровский, директор Укрнефтегазэнерго.

-- Долго примерялись к сорокадевятке?

-- Два месяца разбирались, что к чему, удивлялись, восхищались, гонялись наперегонки с другими классами, пока не приехал президент нашей федерации Василий Буреев, чтобы своими глазами увидеть "49 er". Нужно сказать, он всем украинским яхтсменам очень помогает. Помог и нам: в первый же сезон отправились в Австралию -- опробовать лодку на чемпионате мира-97. (Мы ведь с самого начала нацеливались на Олимпиаду). Он помог найти нам спонсора, и в декабре мы были на месте. И надо же такому случиться: на Рождество, 24 числа, когда мы вышли в море, в яхту ударила молния.

-- И?..

-- Мы до сих пор не знаем, как остались живы. Огромная вспышка, сильнейший хлопок, разряд... По-видимому, спасло то, что мы стояли в трапеции и не касались металлических предметов. Электрический ток прошел по троссам, достал днище и расплавил его. Лодка стала полностью непригодной к эксплуатации.

СКВОЗЬ РАЗБИТОЕ КОРЫТО ПРОСАЧИВАЮТСЯ ПРИЗЫ

-- С таким трудом она вам досталась -- и так легко вы ее лишились...

-- Стоим на берегу обалдевшие от случившегося. Всеми правдами и неправдами купили лодку. Чего стоило переправить ее в Австралию, кооперировались с зарубежными гонщиками -- пополам брали контейнер, растаможивали ее. И, как та старуха, остались у разбитого "корыта". За неделю до чемпионата мира...

-- Руки опустились?

-- Стоило так далеко ехать, чтобы руки опускать! Арендовали яхту -- помог состоятельный австралийский украинец Михайло Ворчак. И отгонялись по полной программе. Лодочка была старенькая, но это и хорошо. Увидели, что на ней "летит" в первую очередь, какие детали нужно всегда с собой иметь. Набрались колоссального опыта. Уверен, нам теперь в этой бухте повезет.

-- Лодку можно было отремонтировать?

-- Там ремонт оценили в 4 тысячи долларов. Мы привезли яхту сюда и сделали это за триста. Сейчас используем ее как тренировочную.

-- А соревноваться на чем?

-- Опять Олег Андреичев пришел на помощь. Компания "ИСА" перечислила деньги, сели в машину и поехали в Англию за новой яхтой. В этом году зимой выиграли чемпионат Австралии, заняли третье место в чемпионате Европы и второе -- в престижной Кильской регате. Сейчас прочно держимся в десятке лучших в своем классе. Все благодаря тому, что не замешкались и стартовали вместе с развитыми странами. Ни СНГ, ни постсоциалистических государств там и близко нет.

А В БИНОКЛЬ ВИДНА МЕДАЛЬ?

-- Сейчас уже Спорткомитет финансирует вас?

-- Да. Купили новую лодку. Но сейчас самая большая проблема -- на сборы с нами, как правило, не ездит наш тренер Валерий Солдатов. Раньше Валерий Аркадьевич вообще был невыездной, а вот поехал с нами на "Европу" и в Киль -- и мы попали в призеры.

-- Без тренера разобраться не сможете?

-- Со стороны, знаете, виднее. Хотя сами прошли школу Союза. А там были сборы, постоянные лекции по аэро- и гидродинамике, специальные научные группы разрабатывали нам проекты. Мы проводили опыты: ставили перед парусом установочки, которые пускали дым, и таким образом изучали обтекаемость паруса. А сейчас... Лодку тренеру не могут купить.

-- Он за вами с берега в бинокль наблюдает?

-- Представьте себе, да. Нужна всего-то ничего -- надувная лодка с твердым днищем и мотором.

-- Вашими основными соперниками на Олимпиаде будут австралийцы, это ведь их родной класс?

-- В Австралии люди живут парусом, как у нас футболом. Сиднейская бухта не пустует. Нам было очень приятно выиграть чемпионат Австралии. Но в гонке не участвовали два сильнейших яхтсмена этой страны -- Крис Николсон и Адам Бишел. Они в это время судились. Бишел выиграл у Николсона три гонки и отобрался на Олимпиаду. Но федерация решила, что участвовать в ней должен более опытный -- трехкратный чемпион мира Николсон. Адам подал на федерацию в суд, потратил два года и отсудил 300 тысяч долларов... Но кроме Николсона и французы, и мы, и итальянцы, и немцы, и голландцы -- все имеют шанс на медаль. Готовимся очень серьезно. Любой старт используем как тренировку. Пакуем лодку, садимся в машину -- и в дорогу.

-- И как жены вас терпят?

-- Они у нас замечательные. Моя Анастасия сама яхтсменка, на себе весь этот груз испытала. Сейчас полностью ушла в научную работу. А Жорина Татьяна большой любитель парусного спорта, знает много языков, и когда мы в отъезде, постоянно выискивает сведения о нас в Интернете.