1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №153 (654) за 07.09.2000

ИНОМАРКИ "ПОВЗРОСЛЕЛИ"

В начале 90-х на дороги страны хлынула лавина подержанных иномарок: иметь их было престижно и выгодно. Однако в 1994-м власти запретили ввоз машин старше 10 лет, а в 1998 -- старше 5. Купленные за рубежом подержанные авто приходилось ввозить временно, обязуясь... увезти обратно.

Чехи поступили разумнее: проведя маркетинговые исследования, убедились, что наиболее покупаемые у них -- фольксвагены. И стали выпускать на немецком оборудовании фольксвагены чешского "разлива" -- Шкоду-Фелисию и Шкоду-Октавию. У нас же частники уверяют, что запорожские авто совместного с корейцами производства уступают по качеству подержанным Ауди с оцинкованным кузовом, которые и в почтенном возрасте выдержат на наших дорогах лет 20. И предпочитают старый БМВ за $6000 новой "Волге": мощнее, престижнее и прослужит дольше.

Десять лет власти потратили на борьбу с ветхими иномарками, пытаясь регулировать авторынок все новыми ограничениями. "Драконовскими" мерами были недовольны не только отечественные автолюбители, но и европейцы. У них этот вопрос решается просто: чем старше машина, тем выше налог ее хозяину. Поэтому выгоднее сбыть старье с рук, выручив хоть какие-то деньги, чем везти на кладбище автомобилей, да еще платить за это! Когда же украинский "мусоросборник" прикрыли, европейский рынок "вторичных колес" начал задыхаться. Цена на Опели и Ауди у них поднималась и падала в зависимости от смены наших законодательств. Наконец Евросоюз повлиял на Украину, и в марте сего года планку подняли с 5 до 8 лет, а в июне еще и "амнистировали" ввезенные временно старые иномарки. Помочь разобраться в ситуации мы попросили начальника отдела организации таможенного контроля в неторговом обороте Государственной таможенной службы Украины Ивана Бондаренко:

-- С августа 1994-го разрешалось ввозить для постоянного пользования иномарки до 10 лет, а в 1998 ограничили их возраст 5 годами -- чтобы поддержать отечественное автомобилестроение.

-- Оставалась ли лазейка для дешевых старых иномарок?

-- С 15 августа 1996-го разрешили временно ввозить раз в 3 года одну машину сроком на год. Их возраст при этом не ограничивался. А при наличии документов о праве собственности эти "колеса" могли быть оформлены для постоянного пользования, если им не исполнилось 5 лет.

-- Но небогатым людям был выгоден временный ввоз?

-- Да: при этом не платят таможенную пошлину, акцизный сбор и НДС. Только за минувший год во временном режиме ввезено около 90 тысяч авто: оформи их в постоянное пользование -- госбюджет пополнился 540 млн. грн. Если же машина ввезена временно, но осталась колесить в Украине, ее пользователя ждал штраф и конфискация оной. Но таможня не может конфисковать машину: лишает права собственности только суд. Поэтому в таких случаях она составляет протокол о нарушении обязательства обратного вывоза, и дело передается в суд.

-- Некоторые граждане делали "ход конем": обзаводились старыми иномарками, "дружественные" таможенники их конфисковывали. А после суда свои авто благополучно выкупали и становились законными владельцами.

-- Мы с этим боремся, так как получается ряд нарушений: у одного конфискуют запрещенный к ввозу для постоянного пользования автомобиль, другому не прошедшую таможенное оформление машину продают, а государство недополучает акцизный сбор, таможенную пошлину и НДС!

-- Каковы последние изменения в судьбе подержанных "легковушек", ввезенных на птичьих правах?

-- С января 2000-го управление и эксплуатация автомобилей, ввезенных под обязательство обратного вывоза, дозволено лишь иностранцам, владельцам машин и членам их семей. Передача их во владение и пользование другим запрещена. Получился хаос: таможня не может запретить временный ввоз машины -- но пользоваться ею нельзя, так как ГАИ при регистрации не выдает транзитные номерные знаки. (Народ нашел выход: везут иномарки на прицепе или лафете в качестве груза. -- Авт.) И главное -- в июне 2000-го разрешили произвести таможенное оформление ввезенных временно машин старше 8 лет. Теперь граждане, у которых такое авто находится на временном учете в ГАИ, могут осуществить его отчуждение, а при наличии документов о праве собственности -- оформить на себя. Те, кто вывез машину за пределы Украины до вступления в действие постановления КМ № 958 от 16.06.2000 и временно ввез обратно, не могут оформить ее для постоянного пользования. Если бы постановление вышло в январе 2000-го вместе с запретом на эксплуатацию временно ввезенных машин, то у граждан, которые вывезли автомобили, была бы возможность их оформить. А таких -- примерно 46 тысяч, и от их оформления в госказну поступило бы около 280 млн. грн.

-- От оставшихся "временных" машин намереваются получить 220 млн. грн. Но оформлять в постоянное пользование старую иномарку и тратиться на уплату пошлин не каждый захочет. Особенно если кошелек позволяет обзавестись лучшим авто.

-- Дело в том, что при временном ввозе многие граждане не указывали стоимость машины. А при таможенном оформлении она влияет на размер НДС: если объем двигателя до 2200 куб.см и автомобилю более 8 лет (Фольксваген-Гольф, Пассат) -- то пошлина, акцизный сбор и НДС потянут на $1200--1400. А при оформлении БМВ, мерседеса, ровера с объемом двигателя более 2200 куб.см платежи значительно возрастают. До 4 апреля минимальная стоимость автомобилей не могла быть ниже $5000. Она отменена, победил здравый смысл, ведь, скажем, старый ВАЗ из России, уже растаможенный, продается за $3800. Сегодня стоимость определяется на основании договора купли-продажи, справки-счета (если цена не вызывает сомнений).

-- Для таможенного оформления машины надо снять ее с учета в стране приобретения. Обязательно ли вывозить авто или достаточно документов?

-- Желающим оформить временно ввезенный автомобиль для постоянного пользования нужно обратиться в таможню до окончания срока вывоза и заявить о его отчуждении. Для этого машину необходимо снять с учета в регистрационных органах за пределами Украины, но необязательно везти за границу -- это можно сделать и в посольстве. Поэтому при вывозе для снятия с учета оформляется таможенная декларация формы МД-7, на основании которой машину выпустят за пределы Украины и пропустят обратно. Если через 15 дней после ввоза гражданин не обращается по поводу ее оформления, то за пребывание машины под таможенным контролем необходимо уплатить еще и таможенный сбор -- 0,05% от стоимости авто за каждые сутки.

-- А можно при таможенном оформлении вместо документа о праве собственности представить доверенность на право распоряжаться автомобилем, так называемую генеральную доверенность: по ней снимают машины с учета, ввозят в Украину, дарят, продают?

-- При таможенном оформлении такой автомобиль нельзя оформить на человека, которому выдана доверенность. Поскольку в этом случае доверенное лицо получится одновременно продавцом и покупателем. Но произвести отчужденние авто с разрешения таможни (продать, подарить другому лицу -- можно).