Выпуск газеты Сегодня №157 (658) за 12.09.2000
НЕТ НИЧЕГО ЛУЧШЕ ДЛЯ ТРАМВАЕВ, ЧЕМ... СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК
Оказывается, при каждом депо существует целый штат мойщиков. Поделиться профсекретами согласилась Наталья Шурак, которая убирает вагоны с 1967 года.
-- Содой трем. Все ладони разъело, -- рассказывает Наталья Пантелеевна. -- Шутка ли, вымыть за день двадцать вагонов? Киевляне много сорят. Доходит до того, что выкидывают в салонах кульки с картофельной шелухой, а семечковой вообще устелен весь пол. Сидения исписаны ругательствами. Их практически ничем нельзя отмыть, что только ни пробовали. А лет семь назад, когда в Киеве "завелось" Белое братство, все стекла в вагонах были оклеены листовками на таком клее, что еле отдирали. Несколько раз пассажиры краску разливали, а на днях какая-то торговка литра три подсолнечного масла в салоне разлила.
Все трамваи, которые заезжает в депо, принимают "душ" на автомойке. Крышу вагона помыть нельзя -- мешает контактный провод. Вот и полоскают лишь по бокам. Остальное вымывают уборщицы. Ночью в депо работает две бригады, в каждой по пять человек. Подметают вагоны, протирают поручни и сидения, моют окна. Перед выездом на линию выскабливают ступеньки. Каждое утро только из Лукьяновского депо выезжает около 80 вагонов -- все чистые. Днем работает бригада из пяти человек. Мойщицы более тщательно вымывают стиральным порошком сидения.
-- Трудней всего работать зимой -- ступеньки и салон покрываются сплошной ледяной коркой. Иногда приходится ломом отбивать, -- рассказывает Владимир Дитковский, главный инженер Лукьяновского трамвайного депо. -- В сильные морозы вагоны снаружи не моют -- краска может отвалиться. Летом, когда жарко, вывозим мойщиц на конечные остановки трамваев и там проводим влажную уборку в салоне, а внешнюю сторону трамвая моем с поливочной машины.
--В других депо свои методы, -- продолжает Владимир Александрович. -- Но в основном вагоны моют вручную. Только на Дарнице, где трамвайное депо более современное, эта работа автоматизирована. Есть специальная мойка. Теплым воздухом от калориферов вагоны просушивают и подают на техосмотр.