1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №158 (659) за 13.09.2000

ПОДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ!

Предвечерней порой, когда магазинные страсти улеглись и продавцы медитировали в предвкушении конца рабочего дня, захожу в "Продтовары" на улице Богдана Хмельницкого, 49. "Книга жалоб и предложений" общедоступно размещена в бумажном карманчике на информационном стенде для покупателей. Беру в руки пожелтевшую библиографическую редкость. Первая запись датирована 1997 годом. Какая драма постигла покупателя В. три года назад! "В вашем магазине, -- глаголет пострадавший,-- я приобрел 1 кг. копченой свиной шейки. Но оказалось, что она была приготовлена с некастрированного кабана и в пищу не годилась. На мою просьбу обменять продукт, продавцы отказались. Таким образом я потерял деньги в сумме 13,50 грн. и праздничное настроение." На обратной стороне листа зафиксирован результат реакции на жалобу. Он короток, как выстрел: "На момент проверки некачественной продукции не выявлено". Таким образом, справедливость восторжествовала. Если гражданин В. ознакомился с этим вердиктом, настроение у него, думаю, испортилось вторично.

Еще три записи, по одной на каждый год, были менее эмоционально насыщены. Молодая продавщица Алла сказала, что в последнее время покупатели не интересуются книгой жалоб. Разве что люди преклонного возраста. Да и те поумерили мстительные чувства.

Инспектор Торговой фирмы "Киев" Любовь Оржеховская разъяснила, что наличие Книги жалоб обязательно в каждом торгующем предприятии. Такой порядок предусмотрен письмом горадминистрации. Книги регистрируются в торготделах райисполкомов по месту нахождения торговой точки. Жалобы и предложения граждан рассматривает руководство предприятия торговли. Если граждане указывают ФИО и адрес, ответы высылаются по почте. Если пожелали остаться инкогнито, то с реакцией на свою запись могут ознакомиться на следующей страничке. Замечания изучаются собранием коллектива, и если правила торговли были нарушены продавцом, ему может грозить понижение "коэффициента трудового участия". Проще говоря, урезание денежного вознаграждения за труд.

Книги жалоб и предложений наличествовали и в бессмертных "совковых" гастрономах-гадючниках, и в фешенебельных магазинах эпохи реформ, как например "Світ мобільного зв`язку", что напротив Оперы. Вооруженный охранник, встретивший меня у входа, ухмыльнулся, когда услышал, что меня интересует. Молоденькая изящненькая девушка-продавщица указала пальчиком в сторону стенда. "Пишут?" -- спросила я. "Нет. И не спрашивает никто". Понятно, люди преклонного возраста в этот магазин вряд ли заглядывают. В магазине игрушек, настолько пестром, что у меня сразу же закружилась голова, продавец Ира сказала, что благодарят за работу часто, но устно. Вспугнуть удалось только продавщицу из киоска на углу улиц Б. Хмельницкого и Пирогова. "А что я такое сделала?.." -- отреагировала женщина на неожиданное требование Книги жалоб. Когда узнала, что я ничего записывать не стану, а только почитаю, рассмеялась -- никаких записей там не оказалось. В гастрономе напротив отделения связи стрелка на стенде указывала, что искомая Книга "находится в отделе". Но на пути была глухая стена. Девочки сначала весьма удивились, что такие атавизмы и рудименты сохранились до сих пор, а потом все-таки обнаружили средство покупательской мести то ли под тумбочкой, то ли в холодильнике...