1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №158 (659) за 13.09.2000

НАУЧИТЕ МЕНЯ УЧИТЬСЯ

Начало учебного года. Торжественные линейки у школ, первоклассницы с белыми бантами, первоклассники в великоватых форменных пиджаках, взволнованные лица родителей. Почему же этот радостный праздник знаний превращается для ребенка в будни, наполненные скукой?

-- Я считаю, что прежде чем начинать ребенка учить алгебре или истории, необходимо обучить его более необходимой науке -- учиться, -- говорит известный специалист в области педагогической психологии Евгений Заика. -- Вас, например, учили, как заучивать стихи? А ведь есть масса способов. Одному достаточно прочесть текст пару раз. Другому -- сначала прочувствовать его. Третьему -- много раз читать "про себя", пока строчки не отпечатаются в зрительной памяти. Память бывает разная.

-- И как же можно научить этой технологии учения?

-- Поэтапно. Посвятить этому две-три недели в первом классе. Потом во втором, третьем. Да, учителя жалуются на загруженность программ, но эти занятия не будут потерей времени. Наоборот: выделим месяц -- потом сэкономим на более быстром усвоении материала год. А как сейчас? Ребенок перечитывает заданный параграф и понимает, что не в силах его освоить. В конце концов просто зазубривает.

-- Нужно каждого ребенка отдельно обучать этому умению?

-- Совсем не обязательно. Для таких случаев психологи уже разработали различные приемы. Например, школьник не понимает материала, изложенного в учебнике сухо и сложно. В этом случае можно предложить ему нарисовать этот процесс так, как он его представляет. Психологам известно, что так часто приходит понимание. Это только один из методов, который применяется в специальном игровом тренинге "Как научиться учиться". Но наши учителя плохо знают психологию. А невежество преподавателей в "глубинке" бывает просто поразительным. В далеком райцентре я слышал отзыв молодой учительницы о предстоящей лекции заезжего психолога: я в педучилище уже посещала занятия психолога, зачем мне еще?

-- Может быть, это не учителя дело, а школьного психолога?

-- И их в том числе. В Харьковском национальном университете шесть лет работал факультет практической психологии. Второе высшее образование можно было получить за полтора года. Тогда и была разработана программа, обучающая познавательным процессам мышления, законам памяти и восприятия. Ежегодно сюда приезжали студенты со всей Украины. Но сейчас это обучение стало платным.

-- К слову, что вообще должен делать психолог в школе?

-- Есть масса инструкций, но они только запутывают дело. На практике психолог делает то, что его самого больше интересует. Один, например, прекрасно работает по налаживанию отношений детей в коллективах. Другой может выявлять скрытые страхи, причины замкнутости, стеснительности.

-- Получается, что и сейчас психология является одновременно и наукой, и искусством?

-- Педагогика тоже. Каждый учитель должен быть немножко артистом. "Без эмоций нет искания истины", -- сказал кто-то из великих. Но началам артистического мастерства у нас студентов не учат. За исключением Полтавского пединститута, где ректор по профессии психолог, сам личность творческая. С точки зрения психологии в школе зачастую наблюдается ненормальная стрессовая ситуация: ребенка наказывают, непомерно много требуют при плохих учебниках и никудышных разъяснениях.

-- Как же в таком случае ведет себя ученик?

-- Выбирает один из вариантов поведения. Первый -- подчиняться всем, даже абсурдным требованиям -- "сидеть тихо", "не выражать эмоции", "не заговаривать с соседом по парте" и так далее. При этом постоянно старается перехитрить учителя -- списывает, не учит. Второй -- не принимает эти требования. Он будет вести себя по-своему: смеяться, если смешно, любить те уроки, где ему нравится учитель, и сбегать с тех, где скучно. Это нормальная реакция, вызывающая однако недовольство учителей. Может быть и третий вариант -- совсем негативный -- когда ребенок вообще не хочет ходить в школу.

-- Какие вы дадите советы родителям, дети которых пошли первый раз в первый класс?

-- Стараться понять своего ребенка. Почему он прекрасно знает биологию и плохо историю? Ведь это не прихоть ребенка и не лень. И пусть родители запомнят -- для психологического здоровья ребенка лучше делать то, что ему интересно.