1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №158 (659) за 13.09.2000

КОРАБЛЬ С "ХВОСТОМ ДЕЛЬФИНА" ЛЕТИТ, КАК САМОЛЕТ

Корабль медленно "отвалил" от киевского причала. Легко приподнялся над водой и понесся над волнами... Через 12 часов три тысячи пассажиров встречали в Нью-Йоркском аэропорту. Фантастика? Вовсе нет, утверждает киевский ученый Петр Слынько. Таким будет корабль будущего. Весь секрет -- в винте.

300 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС -- НЕ ПРЕДЕЛ!

Офицер-артиллерист, специалист по инструментальной метеоразведке Петр Слынько закончил два военных училища. Отличник "боевой и политической подготовки", и вдруг -- на тебе: хочу в медики! Человек, видите ли, интересней, чем бездушное "железо". На дворе -- 1953 год. Чтоб уйти из армии, на рапорте требовалась виза маршала Георгия Жукова. Добился! И прошел путь от великовозрастного студента до доктора медицинских наук столичного академического института.

Как-то отдыхая в Крыму, Петр испытывал... водоходные лыжи. Придумал же такое! Старушки крестились, увидев шагающего по морю человека. А изобретатель "водоступы" забраковал -- скорость черепашья. И страшно завидовал грациозным дельфинам, которые легко, будто играючи, перекатывались через волны. Плавный, мощный толчок хвоста -- и быстроходный катер позади! Вот бы ему такой механизм. И вдруг в небе, как голограмма, возник винт. Он вращался, и его лопасти отталкивались от воды, как хвост дельфина...

Прибежав домой, Петр набросал эскиз. А вернувшись в Киев, смастерил винт и прикрепил к пенопластовой доске. Ка-а-к она пошла...

Кандидатскую по медицине -- в сторону! Впрочем, она уже была готова, и у аспиранта оставалась куча времени до защиты. Он засел за чертежи и расчеты. Получалось, что "дельфиний хвост" экономичен: коэффициент полезного действия у него 0,9, а у обычных винтов -- около 0,6. А все потому, что он не "закручивает" воду, а вращается над ней, погрузив край лопасти. С таким винтом бегущему по волнам судну скорость 200, 300 километров в час -- не предел. А чуть изменить угол установки вала, на котором держится винт, и судно превратится в самолет. "Летучий голландец" может взлететь с воды, промчаться в любую точку света и приземлиться в аэропорту! Груза такой лайнер может взять больше, чем самолет. А другой вариант -- винт-тягач -- сможет двигать мощный гидроскрепер или бульдозер.

-- Гидромеханики сказали, что такое мог придумать только дилетант, -- смеется Петр Слынько. -- Ведь классический путь -- это совершенствование существующей конструкции. А я придумал свою. Спасибо дельфинам!

В 1967 году "дилетант" получил авторское свидетельство на изобретение нового движителя, а через полгода стал кандидатом. Медицинских наук.

А вскоре к нему приехали гонцы из Германии. Представились учеными, но военная выправка выдавала... Жилье, приличная работа? Нет проблем. И хлопоты по патентованию винта они возьмут на себя. Но без упоминания автора. Японцы еще хитрее оказались: приезжай, мол, частным образом, побеседуем о том, о сем... Показав всем на порог, Слынько засекретил изобретение и... спрятал макет -- от греха подальше. И лишь когда началось разоружение, развалился Союз и в независимой Украине создали патентное ведомство, он снял гриф "секретно" и получил документ, подтверждающий его исключительное право на использование уникального винта. А потом -- в России, Англии, Франции, Италии, Японии, США.

КОМУ НУЖЕН КУЛИБИН С ЗАВИХРЕНИЯМИ?

Первыми изобретением заинтересовались... тоже немцы. После недолгих переговоров решили: если Петр Слынько покажет им действующий макет, то они дадут деньги -- 2,5 миллиона гривен -- и вместе организуют производство спортивных лодок. Это другой разговор!

К тому времени Петра Петровича "ушли" из академического института -- ну не вписывались его открытия и изобретения в научную тематику. То, понимаешь, утверждает, будто наша кожа не "броня", а "сито", то клизму механизированную изобрел, еще вот винт какой-то выдумал... Кому нужен кулибин с такими завихрениями? Но -- странный народ эти ученые. Ты им в дверь, они -- в окно... И лаборатория "неудобного" изобретателя "прописалась" в доме на Пушкинской, 30-б.

Он и его помощники чертили, макетировали, испытывали, дорабатывали... Лодка с новым винтом легко двигалась даже с помощью педалей. За пару дней до срока (прошлый год, начало сентября) изобретателю показалось, что дюралевый вал гребного винта немного слабоват -- и в авральном порядке с утра до ночи переделывали, не обращая внимания на шум в соседнем дворе. Там рыли котлован и что-то долбили отбойными молотками.

Восьмого сентября закончили. На часах 18 часов 10 минут -- хоть сегодня раньше домой вернутся! Оживленно переговариваясь, вышли за ворота...

... Раздался громкий хлопок. Фундамент треснул и из щели под лопнувшей стеной дома выплыл... пол -- со столами, падающими стульями, гремящими приборами, инструментами, лодками... И сполз в вырытый рядом котлован. Второй хлопок -- стена дрогнула и рухнула туда же. Когда Петр Слынько увидел, что вместо комнаты, откуда он три минуты назад вышел -- пропасть, у него случился нервный срыв.

Не все сотрудники выдержали потрясение. Некоторые ушли. Из десяти осталось четверо. Что смогли -- нашли, отремонтировали. И зимой, кутаясь в пальто и стуча зубами от холода в единственной уцелевшей комнате, восстанавливали утраченное. Без зарплаты, на голом энтузиазме.

-- Стена похоронила результаты пятилетнего труда, -- сокрушается Петр Петрович. -- Не говоря уж о ценном оборудовании, без которого дальше невозможно работать.

Прокуратура возбудила уголовное дело против руководителя строительства. На днях суд закончился и его освободили от уголовной ответственности -- по амнистии. А вот возмещение убытков можно стребовать, заверили адвокаты. Только по документам бухгалтерии ущерб составляет около 300 тысяч гривень. А личное имущество? А моральные потери? Ведь "накрылся" договор на 2,5 миллиона!

Окинув взглядом обшарпанную комнатушку, в которой теперь ютится лаборатория, подумала: в его положении я бы не удержалась от соблазна очутиться в какой-нибудь европейской стране или за океаном... Но Петр Петрович как будто прочитал мои мысли: "Извините за высокопарность, хочу жить и работать тут, для своего народа".

А что ж "народ"? В прошлом году прошло несколько межведомственных совещаний, на которых ученые, судостроители, военные высказали мнение: да, да, но... нет. Денег, разумеется. Ведь для реализации грандиозного проекта нужны миллионы. Создать чертежи, опытные образцы, провести новые исследования, испытания, наконец, запустить производство...

-- Вроде все "двумя руками" за развитие флота, а дело стоит, -- горько подытоживает Петр Слынько. -- Обидно, ведь у нашей страны вот уже 20 лет монополия на летающее судно. Чиновники обещают -- как только деньги найдутся... Оно понятно: "дельфиний хвост" не положишь в карман -- так на фиг, простите, он им? Что с него взять, с корабля будущего...