Выпуск газеты Сегодня №160 (661) за 15.09.2000
ЛЕЧИМ ГОЛОСОМ И ГЛАЗАМИ
МЕДИКИ К ЗАТЕЕ ОТНЕСЛИСЬ С ОПАСКОЙ
-- В 1996 году, когда мы только организовались, -- рассказывает Вера Ремажевская, -- у нас было восемь дошкольных групп разного типа и один-два класса школы. Чтобы помочь традиционно "не охваченной" медицинским вниманием категории -- детям от рождения до трех лет -- создали патронажную службу.
С тех пор количество воспитанников с проблемами зрения возросло до 107. Сейчас в дошкольных группах не только слабовидящие, но и дети, которые не видят совсем.
Честно говоря, медики поначалу отнеслись к идее создания центра с опаской. Традиционно в обществе сложился определенный стереотип: слепые дети должны находиться в интернатах (в Украине шесть интернатов для слепых). Впрочем, Вера Николаевна и ее единомышленники не стремятся переустроить существующую систему, а предлагают свое решение проблем слепого ребенка. Например, младшие школьники с плохим зрением утомляются уже к концу четвертого урока.
-- Зная это, -- поясняет Вера Ремажевская, -- мы избегаем многократного переписывания материала, повторения его, стараемся удержать внимание ученика за счет особой тональности, тембра голоса, манеры общения.
Медики все чаще говорят о важной роли так называемых ощущений-прикосновений в нашей жизни. Чем чаще малыша берут на руки, гладят по головке, обнимают, -- тем ему спокойнее и радостнее. "Педагог, желающий оставить что-либо в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше факторов -- глаза, мышцы, голос, нюх, -- принимали участие в процессе запоминания", -- эти слова Константина Ушинского стоит запомнить любому учителю. Не говоря уже о тех, кто работает с невидящими детьми.
ЗА СУХИМИ ЦИФРАМИ -- КОЛОССАЛЬНЫЙ ТРУД
В центре не перестают удивляться неисчерпаемым резервам организма. Казалось бы, ребенок ничего не видит или видит очень плохо и вдруг спокойно читает (!) текст, написанный под определенным углом или очень мелко. Вот почему здесь исповедуют сугубо индивидуальный подход, каждому ребенку подбирают коррекционные средства, тетради и учебники. Правда, с последними туговато. Специальные же учебники стоят недешево -- от 40 до 70 гривен. Выручает ксерокс, на котором всегда можно изготовить небольшую партию литературы.
Немного статистики. За последние полгода из ста воспитанников с плохим зрением у 59 зрение улучшилось, у 38 -- стабилизировалось. За этими цифрами -- колоссальный труд всего коллектива.
У детей же, которые обучаются в центре, свои радости и печали. Сочиняют стихи и интересные истории. Вероника написала Феде стишок про кротика-поэта. Там есть такие слова: "В душе поэтовой солнце греть должно..." А театр "Маленький принц" помогает найти себя одаренным детям. Таким, как Саша Савчук, искренне влюбленному в город Льва и верящему в чудо.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Маргарет Таннер, основатель и многолетний руководитель-референт по вопросам обучения и воспитания слабовидящих детей Баварского института школьной педагогики, как никто другой понимает, какая титаническая работа проделана работниками центра. "Все это напоминает мне послевоенную Германию, -- говорит госпожа Таннер, -- когда все нужно было начинать с нуля. Поэтому мы несказанно радовались сначала появлению офтальмологического блока, и потом, когда смогли оборудовать комнату для семей, прибывших обследовать детей. Все это стоило огромного труда, и нам многие помогали".
Вера Ремажевская всех благотворителей, которые помогают центру, называет друзьями. Прошлым летом центр подписал соглашение с немецкой "Кристофель-блинден-миссией", оказывающей неоценимую помощь слепым детям. Дружат львовские педагоги и с и пражским институтом реабилитации, и с национальным центром слепых в Лондоне.