1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №163 (664) за 19.09.2000

ЗАВТРА БУДЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЧЕРА

Вчера цена А-95 на столичных заправках уверенно шагнула за 2 гривни. Пропорционально "подтягивается" стоимость и других видов "горючки", а дизтопливо, ввиду наибольшей востребованности для проведения сева озимых, дорожает особенно стремительно.

И это еще не предел. По оценкам генерального директора производственного объединения "Укрнефтехимпереработка" Николая Приймака, моторное топливо до конца года подорожает еще процентов на 10.

"Сегодня" устами экспертов еще летом предупреждала о вероятности такого сценария. Но к имевшимся на тот момент факторам -- дефициту сырья на украинских нефтеперерабатывающих заводах из-за его перманентного подорожания (при том, что 4 из 6 НПЗ уже контролируют иностранные собственники и концессионеры, взявшие на себя поставки нефти) -- добавились дополнительные причины. Россия, ощутившая нехватку нефти для загрузки собственных заводов и стремившаяся их "напоить", несколько раз подряд повысила экспортные пошлины, которые на сегодня достигли 27 евро за тонну сырой нефти. Именно это г-н Приймак считает главной причиной нынешнего подорожания, хотя НПЗ делают все возможное, чтобы сдерживать отпускные цены. Подливает "бензина в огонь" продолжающаяся нехватка сырья: в сентябре планируется переработать на отечественных НПЗ 799 тыс. т нефти, по сравнению со среднемесячным миллионом тонн "образца" 1999-го. Но и это хорошо после весенне-летнего голодного пайка!

Взвинчивание экспортных пошлин на российские энергоносители, по словам операторов рынка, привело к тому, что цена на дизтопливо у нас на треть выше, чем в России, на бензин -- наполовину, а на мазут -- вдвое. Раньше Белоруссия была для Украины источником существенной диверсификации поставок готовых нефтепродуктов: оттуда на наш рынок поступало 25--30% всей "горючки". Но стоило тамошнему правительству озаботиться наполнением собственного топливного рынка -- и мы попали в единоличную зависимость от Белокаменной. Точнее, от возможности -- желание-то есть -- российских поставщиков обеспечивать украинские НПЗ дефицитным энергоносителем по такой цене и в таком количестве, чтобы произвести из него конкурентоспособный товар.

Эксперты называют $145 за тонну нефти в качестве максимальной цены, при которой нефтепереработка еще может быть рентабельной. Инвесторы--поставщики предпочитают не разглашать коммерческую информацию. Ну а нам с вами остается перефразировать пионерский лозунг: "К очередному подорожанию бензина -- будьте готовы!" -- "Всегда готовы!"